фильм "Двойной капкан" (1986)

топ 100 блогов marss222.10.2023 вот к этому https://marss2.livejournal.com/5113427.html
.
К началу 80ых  - позднесоветскому .начальству стало заметно. что  официальная (поздесоветская же)  пропаганда  - забуксовала. и не действует, в частности на (тоже позднесоветскую) молодежь.
..
Насколько можно судить. розднесоветское начальство сделало  вывод  (вполне разумный), что утрата власти над умами молодежи - в перспективе  приведет к падению советского режима -  молодежь  в джинсах вырастет, займет начальственные кресла и сдаст социализм..
И примерно в 1984-86 годы  произошло наступление на идеологическом фронте.. , туда входило много чего
.,
И среди прочего - тогда стали выходить воспитательные художественные фильмы . предназначенные для позднесоветской молодежи.
Одним из них был фильм "Двойной капкан" Рижской киностудии.
Его снял  если не самый лучший ,то самый хитовый (в смысле автор кинохитов) режиссер Латвийской ССР Алоис Бренч.
Музыку к фильму написал аж Раймонд Паулс , весьма неплохую ,в 80ые она вышла на отдельной пластинке - она есть в сети, рекомендую заслушать.
В фильме - зеркале эпохи ,отразились 80ые годы - веселое наивное время когда советские люди  любили
ФИРМЕННЫЕ ЧЕКУХИ на шмотках,
вкладыши от жУвачки,
зажигалки-пистолетики,
наборы фламастеров 18 цветов,
пластиковые пакеты с  картинками с девушками,
банки из-под импортного пива,
заграничные каталоги посылочной торговли   и тому подобное тлетворное влияние Запада и элементы сладкой жизни.
.
Далее пост из дзен Зина Корзина -
.****

Читатель предложил поговорить о двухсерийном фильме «Двойной капкан» (1985) – интереснейшем проекте Рижской киностудии, где сошлись всё звёзды – режиссёр Алоис Бренч, композитор Раймонд Паулс и много приятных актёров из самых западных республик – Лилита Озолиня, Альгис Матулёнис, Петерис Гаудиньш (наш советский Айвенго) и много других.
.
Это – типовой милицейский детектив, где мы, согласно логике жанра, знаем, кто преступник с самого начала, и всё внимание – на работу правоохранительных органов. В центре сюжета – очень-плохие-буржуи, мечтающие, во-первых, при помощи видеокассет и красочных журнальчиков «насадить буржуазный образ жизни», а, во-вторых, переправлять антиквариат в капстраны, чтобы делать на этом свой business.
.
Тема старины и всяких златых портсигаров эпохи Ар Нуво, и особенно – монет и драгоценных орденов – любимая «фишка» тогдашних детективщиков (вспомним хотя бы «Подпаска о огурцом» (1978) из серии «ЗнаТоКи»). Да и фарцовка всяческими джинсами-жвачками-«Бурдой», а то и чем более пикантным (а этого в «Двойном капкане» много) – популярный мотив 1970-1980-х годов.
.
Действующих лиц – много. Жулики и сыщики. Просто женщины. И ...не просто женщины. Ловцы дольче-вита и честные труженики. Типовой расклад. Но есть нюансы. Допустим, логовом аферистов является ночной бар «Карат», где, собственно, бар соединён с варьете. Эстрада с эффектными девушками, чьи танцы сопровождали поедание какого-нибудь мяска-и-салатика, - это нормально работало в Прибалтике, что для многих гостей этих республик, было в новинку.
Кабаре имелись в Болгарии и Венгрии (в других странах – не в курсе).
Мне сейчас (а не тогда!) оказалась интересна линия фарцовщика по кличке Банан и его подручных. Уже в этом фильме 1985 года произнесли важную фразу, которую никто не заметил: Банан не валит в Канаду, где у него дядя, потому что он там будет – никто, а в советской Риге он – крутой и «упакованный».
Дядя-то не профессор и не владелец магазина в своей Канаде.
.
Но имеет возможность присылать фирменные штуки.
Если посмотреть, чем Банан поражает своих нетребовательных гостей, это – забавный шлак.
Недорогое пойло в красивых бутылках, западная музыка, вещички, кассеты и – журналы, причём не новые, а месячной или даже полугодовой давности – в одном из кадров они смотрятся потрёпанными. И это продавалось не за 20 копеек.
.
У меня были западные каталоги и всякие буклеты 1981-1984 годов.
Думаете, я их выкидывала в 1985 или 1986 году?
Я и позже их держала чуть не на видном месте. И, когда к нам приходили гости, они любили всё это листать.
Сейчас очень трудно объяснить, что Burda 1982 года или периодика, вроде Stern… или какие-то дамские журнальчики, привезённые мамой из Хельсинки, считались чем-то, вроде «окна в заманчивый и запретный мир», где всё – в шикарных обёртках, и конфеты, и женщины.
.
Видака у меня не было – я ходила к подругам. «Эммануэль» всякую, упоминаемую в одном из эпизодов, мы не смотрели – неинтересно (да никто не дал бы нам это смотреть, даже если бы оно было у их родителей), а вот боевики и комедии – да.
По сути, авторы «Двойного капкана» чётко определили идею – показ «красивой жизни», в принципе, недоступной даже и в Латвии, подтолкнёт общество к отказу от социализма.
.
По-хорошему, надо было завалить молодёжь всей этой блескучей ерундой…
Нам, конечно, вещают, что один из помощников Банана – Каспер шумно раскаивается и даже швыряет глянцевые журналы в лестничный пролёт.
Но бывало ли так в реале?
К слову, у Каспара в одной сцен американская военная рубашка – мол, это мощно и привлекательно.
Тогда юношество исподволь училось любить Америку и всё, что с ней связано.
..
Потом это ярко вспыхнет в 1990-е, а пока на дворе 1985 год (точнее 1984-й, когда снимали).
Ностальгия – дутые курточки, пластмассовая бижутерия, широкие тугие пояса…
Наивное время, когда обложка была «дороже» содержания, а видеокассета стоила 150 рублей – зарплата молодого инженера.
Журнал мод трёхлетней давности, но привезённый из Франции стоил примерно, как ...альбом по искусству.
.
.
Конечно, фабула шире фарцы и спекулянтов, этой возни с кассетами, штучками и лейблами, символизирующими дольче-вита, но сейчас именно это, а не острый сюжет, цепляет.
КАК?!
Вот это?!
Мы ради этой ерунды?
Впрочем, заиметь спокойно-равнодушное отношение к «Бурдам» и джинсам, было можно только получив их в запредельном количестве.
А в те годы и реклама казалась АХ!
А помните, как она быстро надоела уже в 1990-х?
.

из комментов
.
"Мне стали слишком малы твои тёртые джинсы. Нас так долго учили любить твои запретные плоды"...
.
Да в том-то и дело. Для того, чтобы понять, что импортная банка из-под пива или сигаретная пачка - мусор, а не объект коллекционирования, который гордо демонстрировали гостям, надо, чтобы такие товары в избытке продавались в соседнем магазине.
.
да, всё это выставлялось напоказ: и сигареты, и банки из-под пива или растворимого кофе. Многие, особенно молодежь, обклеивали стены в своём жилище вырезками из журналов, различными картинками, которые были на упаковках товаров. Это считалось модным и продвинутым.
.
Что касается журналов. Мурманская область-85г.Полярная ночь.
Товарищ листает изрядно потёртый шведский порнографический журнал .
Дамы в нём ещё с причёсками "бабетта". Просмотрев изрёк : "Ни в одной стране мира порножурналы не служат так долго как у нас"
..
порножурналы, глянец, считались шиком. Существовала порнография для бедных, без затей: просто фотки черно-белые невысокого качества, продавались почему-то в поездах дальнего следования вразнос глухонемыми (или они притворялись глухонемыми, не знаю, но ручной язык глухонемых они знали).
.
Но смерть социализма уже ощущалась конкретно.  Я вот думаю, кризис 80-х , как его можно было избежать, остановить саморазрушение?
.

Советский кинематограф был географически очень многогранен.
Грузинское кино жило своей отдельной жизнью (не Данелия, а те, кто творил у себя, в Грузии). Армянское своей. Молдавское вообще наособицу. Азербайджанское, казахское и среднеазиатское излучали жар Востока. Ну а Прибалтика считалась большей "заграницей", чем МНР и БНР. В культурном смысле.
Прибалтийские актеры давали неисчерпаемый резерв немецких офицеров, американских шпионов и вообще жителей Запада.
А уж их киностудии творили широкими мазками: им дозволялось больше, чем ленинградским, московским, киевским и тем паче белорусским товарищам.
У Сергея Довлатова читаем: "Молодой эстонский поэт выпустил книгу с фаллосом на обложке. Такой обобщенный, но узнаваемый контур. Не перепутаешь... Я не хочу сказать, что это высокое творческое достижение. Просто факт, свидетельствующий о мягком цензурном режиме.
Разумеется, есть и в эстонской литературе категорические табу - национальный вопрос, к примеру.
И тем не менее..." (с)
Сказанное здесь об Эстонии в значительной мере относилось и к Латвии. Этакое советское "окно в Европу", если угодно.
.
в этом, как оказалось, и был весь смысл всего перестроечного поветрия тех лет - "обложка дороже содержания".
.
Мама с работы приносила каталог, типа Отто, а может и он сам был. На "посмотреть картинки" на один вечер. Говорила, что за сто рублей в складчину купили.
 Сам факт, что за рекламный каталог платили, веселит. Я его ещё потом маму принести на день упросила, в школу таскала.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В мире все больше самолетов летают с вайфаем на борту. В мире полно вариантов много часов лететь с бесплатным или копеечным вайфаем, чуть ли не качая сериалы во время полета. Скажем, в "Чайне Истерн" есть бесплатный вайфай на три месяца. А в "Тёркишь Эйрлайнс" вайфай стоит 15 баксов на ...
Сходил в кино на отечественный фильм "Ярды" и на импортный "Маяк". Про "Маяк" вам все уши наверное уже прожужжали, а про "Ярды" вы небось даже не слышали. Меж тем, я бы еще подумал, какой из них круче. * * * "Ярды" "Ярды" - про молодого горячего рэпера из провинции, который решил, что ...
Ранее я показал как катастрофично капитализм отразился на демографии стран Восточной Европы. Но может быть на экономику капитализм оказал благоприятное влияние? Может экономика таких стран, как Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Чехословакия взлетела ракетой? Разобраться нам поможет ...
По поводу этой позы я где-то слышала, что любовь или не-любовь к ней может служить неким индикатором кое-какой склонности. Так что предлагаю принять участие в опросе, а я потом скажу, что имеется в виду. Да, уточняю: речь идет не о позе для ...
От лица этой актрисы невозможно оторвать взгляд. Ее «несоветская» красота до сих пор завораживает и даст фору любой красотке 21 века. Нонна Терентьева – одна из тех самых женщин, чье появление где бы то ни было заставляло мужчин терять рассудок, а женщин – тихо и злобно завидовать. ...