фидееспособность
maxnicol — 14.08.2016 EuroNews на канале Россия-К[ультура]. 08.08.Фиделю Кастро вчера исполнилось 90 лет. Торжественные поздравления прошли в Гаване в театре Карла Маркса*.
Справа от лидера кубинской революции в первом ряду сидит его брат Рауль Кастро, нынешний руководитель Кубы, а слева - президент Венесуэды Мадуро.
Ну да, хороший ученик.
За несколько минут до этой новости в начале девятого EuroNews сообщили, что власти открыли границу между Венесуэлой и Колумбией.
Кадр: тысячи людей разного пола и возраста нестройно идут по шоссе с сумками.
В Венесуэле закончилась еда, она просто не продается: например рис, говорит женщина, можно не найти, обойдя много магазинов в течение трех дней. Также в Венесуэле закончились и лекарства.
Всё это - очевидные признаки развитого социализма.
Я бывал на Кубе еще в наше советское время. Продуктовых магазинов не было как таковых - кроме системы Diplotienda, типа наших Березок, где продукты и товары были за доллары. Из цен помню только ром: светлый $ 2 и темный Anejo $ 3 - в обоих случаях за 0,7.
Кубинцы же снабжались по карточкам. Тоже помню не точно, н кажется, трудящийся имел право на 1 рубашку раз в полгода, а штаны раз в год, 1 пару обуви (неважно какой - хоть сандалии) раз в 2 года. Молоко полагалось детям только до 5 лет. Постоянно не хватало мыла, бритвенных лезвий - а мыла и всякой парфюмерии в тропиках нужно много. Мы им дарили по возможности, но за этим тоже следили: чтобы мы с кубинцами поменьше общались и ничего им не давали. Топлива на заправках часто не было вообще, нередко отключали свет - даже в домах для иностранных специалистов, воду подавали 3 раза в сутки по 1,5 часа.
В стране действовал Комитет защиты революции. Мы жили в пригороде Гаваны. Вечерами после захода солнца по неосвещенному берегу вышагивали патрули в форме verde olivo, время от времени бойцы стреляли веером из автомата очередями в сторону моря: надеялись случайно зацепить какого-нибудь неразличимого в темноте глазу мулата на надутой автомобильной покрышке, отгребающего в тщетной надежде доплыть до Флориды.
Надеюсь, что когда "последний романтик революции" - так называли вчера Кастро в некоторых наших СМИ - отправится объяснять свою жизнь Спасителю или Олодумаре (поговаривают, что долголетие Фиделя объясняется покровительством сантерийских ориша)
начнется обстоятельное расследование преступлений, совершенных социалистическим режимом с 1959 г.
Не будут забыты и имена людей, погибших при попытках уплыть с Кубы: их уничтожение я приравниваю к убийствам неудачно бежавших за Берлинскую стену.
Кубинцам нельзя было ни выращенную на огороде морковку продать, ни выловленную в море рыбу: это ведь попытка восстановления рыночных, т.е. капиталистических, отношений. Впрочем, если бы и продали, на деньги там купить было особо нечего, да и негде. Обменять тоже было нельзя. Некоторые жители Гаваны держали в квартире курицу: единственная возможность готовить яйца. Так и эти яйца нельзя было менять - скажем, на рыбу: пособничество черному рынку. Не за это боролись, не для того Че, чьи портреты многие леваки носят на майках, интеллигентов расстреливал.
Зато не дали стране прогнуться перед американским империализмом.
Портрет - тех времен, когда comandante еще называли caballo, жеребец. Близкий круг - полушепотом, с почтительным и уважительным задором; враги - понятно как. А вот caballero его как-то не очень величали.
|
</> |