Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых

топ 100 блогов postmodernism16.10.2023

Ботеро обрел свой мгновенно узнаваемый стиль еще в конце 1950-х — его «толстые» люди и такие же «толстые» натюрморты в живописи и скульптуре наводнили музеи и улицы городов мира.

Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых

Его герои могли быть одеты или обнажены, они могли танцевать или позировать, они могли носить имя «Мона Лиза» или «Папа Лев Х», быть портретами Делакруа, Энгра и Джакометти, стоять истуканами или развалиться на животе с сигаретой в руках, но всегда они были однотипно пухлы, округлы и избыточны телом, лицом и весом. Ровно такими же, впрочем, были и его натюрморты — столы, сосуды и фрукты стремились к кругу как идеальной форме земного существования.

Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых

Купить Пазл Фернандо Ботеро

За эту «однообразность» Ботеро ругали всю его жизнь. За нее же его обожали зрители и коллекционеры. В результате, без сомнения, победил художник: 70 лет активнейшей художественной деятельности, всемирная слава и многообразие интерпретаций обеспечили ему место в истории искусства.

Дом Аманды Рамирес, 1988
Дом Аманды Рамирес, 1988

Фернандо Ботеро родился 19 апреля 1932 года в городе Медельин в Колумбии. Иезуитская школа, пара лет в школе матадоров, столичная Богота, потом учеба в академии в Мадриде. То, что Ботеро будет художником, стало ясно довольно рано (уже в 16 лет он подрабатывал иллюстратором в газете), но каким именно художником он будет, выяснилось после его европейского вояжа. В 1953 году Ботеро едет в Париж учиться в самом главном учебном заведении мира — в Лувре, который еще его далекие предшественники, от Курбе до Сутина, предпочитали всем академиям на свете. 1954 год ровно с теми же целями он проводит во Флоренции. 

Ванная комната, 1989
Ванная комната, 1989

«Я изучал искусство Джотто и всех других итальянских мастеров,— скажет он позже.— Меня очаровало их ощущение объема и монументальности. Конечно, в современном искусстве все преувеличено, поэтому и мои объемные фигуры тоже стали преувеличенны». Вывод, сделанный Ботеро, не кажется однозначным, но факт остается фактом: «преувеличенные» формы всего сущего стали для художника языком его искусства.

Женщина с фруктами, 2000-е
Женщина с фруктами, 2000-е

В биографии Ботеро практически нет спадов и тем более провалов. Уже в 1961 году нью-йоркский куратор Дороти Миллер купила для Музея современного искусства его работу «Мона Лиза, двенадцать лет». Это был неожиданный и провокационный выбор: начало 1960-х, абсолютное господство американского абстрактного экспрессионизма, рядом с которым портрет пухлощекого ребенка Ботеро казался, самое мягкое, неуместным.

Мужчина на коне, 2000-е
Мужчина на коне, 2000-е

Однако картину выставили в МоМА ровно в те дни, когда оригинальную «Мону Лизу» Леонардо демонстрировали в Метрополитен-музее. Дальше — больше: персональные выставки в Латинской Америке и США (выставка в 1979 году в Музее и саду скульптур Хиршхорна в Вашингтоне открыла путь длиннейшему турне ретроспектив Ботеро по миру, включая выставки в Санкт-Петербурге и Москве в 1993–1994 годах, после которых в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина остались замечательные его скульптуры.

Венера, 2000-е
Венера, 2000-е

Цены на его работы стабильно очень высокие: аукционные эстимейты на его картины не опускаются ниже $1 млн.

Игроки в карты, 1988
Игроки в карты, 1988

Все это, безусловно, раздражает. Прозвище «латиноамериканский Пикассо», прилепившееся к Ботеро еще в молодости, ошибочно по множеству признаков. Никогда Пикассо не позволял себе быть настолько однообразным и узнаваемым. XIX век научил, что это признак салонного, чисто коммерческого искусства. Рыночная успешность Ботеро вроде бы подтверждает эту номинацию. 

Кот на крыше, 1978
Кот на крыше, 1978

Критики 1960–1980-х, куда более страстные, чем сегодняшние, выливали на колумбийца ушаты грязи: мол, его работы банальны, самореферентны и оторваны от ярких течений современного искусства. В 2009 году в своем эссе писатель и художник Годфри Баркер поразится силе этой ярости: «Первосвященники современного искусства в Лондоне и Нью-Йорке терпеть его не могут, потому что он бросает вызов всему, во что они верят. Они ненавидят его еще больше, потому что он богат, имеет огромный коммерческий успех, приятен на вид и очень популярен среди простых людей». Ботеро это, скорее, смешило: «Критики всегда писали обо мне с гневом и яростью, всю мою жизнь».

Леда и лебедь, 1995
Леда и лебедь, 1995

При этом вопрос, большое ли это искусство, как бы уже давно не стоит. Работы Ботеро настолько хороши и приносят столько удовольствия зрителям, что ни один музей или муниципалитет, владеющий ими, не откажется от возможности их показывать.

Адам, 1968
Адам, 1968
Ева, 1968
Ева, 1968

Тем временем, при пристальном взгляде, оказалось, что далеко не все работы Ботеро так безмятежны.

Письмо, 1976
Письмо, 1976

Шоком стала серия Ботеро, вызванная открывшимися пытками в американской тюрьме Абу-Грейб в Ираке. «Толстые» палачи пытают таких же «толстых» пленных. Следы пыток на пухлых телах, оскал сладострастия на лицах представителей силы: «латиноамериканский Пикассо» выдал свою версию «Герники».

Абу-Грейб 51, 2005
Абу-Грейб 51, 2005
Абу-Грейб 59, 2005
Абу-Грейб 59, 2005
Абу-Грейб 58, 2005
Абу-Грейб 58, 2005
Абу-Грейб 44, 2005
Абу-Грейб 44, 2005
Абу-Грейб 43, 2005
Абу-Грейб 43, 2005
Абу-Грейб 55, 2005
Абу-Грейб 55, 2005

Прожить жизнь художника так, как прожил ее Ботеро,— мечта. Создать свой мир, населить его собственными героями, уподобить их воздушным шарам, которые всегда «приятны на вид» и всегда вызовут улыбку, быть богатым и любимым. Все это полностью опровергает негласный закон романтического представления об истинном художнике как непризнанном, бедном, с сомнениями, фобиями и злоупотреблениями. 

Спальня, 1998
Спальня, 1998

Этот образ первыми разбили Пикассо и Уорхол. Ботеро довел ситуацию до предела. Он умер 15 сентября 2023-го в возрасте 91 года, в кругу семьи, будучи во славе и богатстве почти семь десятилетий,— какой-то слишком идеальный сюжет для нашего столь неидеального века.

Утешение, 2000
Утешение, 2000
Похищение Европы, 1995
Похищение Европы, 1995
Землетрясение, 2000
Землетрясение, 2000
Резня в Колумбии, 2000
Резня в Колумбии, 2000
Охотник, 1999
Охотник, 1999
Женщина, падающая с балкона, 1994
Женщина, падающая с балкона, 1994
Мать и сын, 2000
Мать и сын, 2000
Меланхолия, 1989
Меланхолия, 1989
Без названия, 1978
Без названия, 1978
Похищение Европы, 1998
Похищение Европы, 1998
Женщина, 1998
Женщина, 1998
Ночь (Дань Латуру), 2000
Ночь (Дань Латуру), 2000
Без названия, 1999
Без названия, 1999
Этюд мужской модели, 1972
Этюд мужской модели, 1972
Сидящая женщина, 1976
Сидящая женщина, 1976
Христос, 2000
Христос, 2000
Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых Ecce Homo, 1967
Ecce Homo, 1967
Плачущая женщина, 1999
Плачущая женщина, 1999
Парад, 2000
Парад, 2000
Бомба в машине, 1999
Бомба в машине, 1999
Сидящая женщина, 1997
Сидящая женщина, 1997
Без названия, 1999
Без названия, 1999
Распятие, 2011
Распятие, 2011
Иисус и толпа, 2010
Иисус и толпа, 2010
Христос, несущий крест, 2010
Христос, несущий крест, 2010
Ватиканская ванна, 2006
Ватиканская ванна, 2006
Любовники, 1959
Любовники, 1959
Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых


Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых


Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых


Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых
Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых
Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых
Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых
Фернандо Ботеро — художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых
Автопортрет с ангелом-хранителем, 2015
Автопортрет с ангелом-хранителем, 2015

Источник текста: https://www.kommersant.ru/doc/6222692

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Для успешной работы любых организаций требуются сотрудники с высокой степенью компетентности. Для постоянного повышения своего профессионального уровня, ...
Он вернулся. Хотя после оглушительного кассового успеха первого «Терминатора» по-другому быть не могло. На этот раз голливудские боссы не скупились, выдав на-гора самый дорогой для того времени фильм. Бюджет более $100 млн (около $175 млн с учетом инфляции) — почти в 13 раз больше, чем у ...
Уже совсем скоро, в марте 2018 года, в России пройдут выборы президента, которые определят политический курс жизни этой страны на 6 лет. Действующий президент Путин недавно объявил, что будет в очередной раз на них баллотироваться (который там уже по счету, пятый?), также на выборах ...
Чего мы ждём от кино? Нет, не так – что мы ищем в кино? Уверен, у каждого зрителя имеется свой ответ на этот вопрос. Расслабление, отвлечение от повседневности, уход в иное ...
Д ом-стена  у Дворцовой площади Есть у Дворцовой такая стена или нет? ...