Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему

топ 100 блогов grimnir7406.11.2021


Феномен римских дорог: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему



До появления первых скоростных шоссе с асфальтобетонным покрытием еще оставалось больше двух тысяч лет, а римляне уже умели сооружать дороги, во многом не уступавшие современным. Смогут ли нынешние автомагистрали просуществовать века и оставаться по-прежнему востребованными, вопрос спорный. А вот римские дороги такую проверку временем уже прошли.


Феномен римских дорог


Удивительно, но мастерство дорожного строительства римляне частично переняли у этрусков и карфагенян – то есть представителей даже более ранних цивилизаций. Первые римские дороги – тогда просто выровненные и утрамбованные полосы земли, соединявшие населенные пункты, – появились примерно в 500 году до н.э. К 490 году до н.э. относится строительство Виа Латина – одной из древнейших дорог между Римом и Капуей, дороги, знаменитой еще и тем, что вдоль нее расположены раннехристианские катакомбы.




Красными линиями обозначены дороги, которыми были оборудованы провинции Римской империи. Фото: Википедия

Позже начали сооружать дороги с гравийным покрытием, вымощенные камнями наподобие плитки – такими сейчас видят античные магистрали туристы. Качественные и многочисленные дороги нужны были Риму для укрепления своего могущества на обширных территориях: империи требовалось обеспечить как можно более быстрое и простое транспортное сообщение между провинциями, для передвижения как войск, так и чиновников.

Довольно быстро всю выгоду появления таких магистралей оценили торговцы. В те времена, когда для ведения бизнеса использовали в основном морские маршруты, римские купцы освоили перемещение товаров по суше. Дорогами пользовались и сами римские граждане, выступая при этом и возницами или пассажирами экипажей, и пешеходами.


Так выглядела карета времен Римской империи

Римские дороги были предназначены для перемещения пешком, верхом, а также на колесницах или колясках-каретах, запряженных лошадьми или мулами. Грузы перевозили на телегах, которые тянули волы. Закон устанавливал минимальную ширину дороги – около 2 метров 30 сантиметров, фактически же эта величина достигала 7 метров. Таким образом, два встречных экипажа могли свободно разъехаться.

Уровень развития древнеримской дорожной сети поражает воображение: к наступлению эпохи поздней империи в 113 провинциях насчитывалось не меньше 370 крупных дорог, а общая протяженность транспортных артерий, связывавших города огромного государства, составляла около 400 тысяч километров. На территории одной лишь Великобритании (речь о названии острова) было проложено около четырех тысяч километров дорог – а ведь это была одна из самых дальних провинций империи.


Помпеи

Технологии строительства дорог по-древнеримски
Если бы не было эпохи Средних веков, и Новое время просто пришло на смену античности, развивая и совершенствуя все ее достижения, можно лишь гадать, до какого уровня поднялось бы строительство дорог по всему миру. Ведь самые старые автомобильные маршруты существуют гораздо меньше времени, чем римские дороги – срок эксплуатации последних исчислялся не десятилетиями, а веками, порой достигая тысячи лет и даже больше.


Аппиева дорога

Представить качество современных шоссе, технологии строительства которых совершенствовались бы на протяжении пятисот лет, - это могло бы стать интересным мысленным экспериментом. Римляне еще до наступления новой эры вывели несколько удачных формул для строительства дорожных сетей.

Дороги были прямыми настолько, насколько это оказывалось возможным. Так делали для удешевления ремонта. Римляне не строили свои «проспекты» раз и навсегда, и, разумеется, время от времени покрытие приходилось ремонтировать. Маловероятно, чтобы в те годы ремонт дороги вызывал больше энтузиазма у населения, чем сейчас, к тому же, это оборачивалось серьезными расходами для казны. Прямую, а значит, максимально короткую дорогу, чинить было проще и дешевле.


Тротуар в Помпеях

Второй отличительной особенностью дорожного строительства было использование местных, найденных неподалеку материалов из открытых карьеров. Был ли это песок, гравий или щебень – дорогу сооружали из «того, что под рукой». В создании дороги принимали участие разные мастера. На первом этапе работал землемер, производивший расчеты и измерения и расставлявший вехи вдоль маршрута.

Проект дороги составлял инженер, учитывавший особенности местности, а за непосредственную реализацию брались строители – либо рабы, либо солдаты. Участок, которому предстояло стать частью дороги, занижали, выравнивая и утрамбовывая нижний, земляной слой. На него укладывали крупные камни величиной с ладонь и больше – это был фундамент будущей дороги. Следующий уровень представлял собой смесь щебня, битого камня, иногда извести или песка, если его можно было добыть поблизости. Верхний слой дороги состоял из мелкого гравия, песка, извести или покрывался землей; он был одновременно мягким и прочным.


В городах дороги были вымощены крупными камнями

В городах дороги мостили, выкладывая поверх вышеупомянутых слоев массивные камни – так, чтобы поверхность дороги была плоской. Современный вид сохранившихся с античности дорог (как, например, в Помпеях) может навести на мысль, что перемещение по римским дорогам было сравнимо с современной ездой по ухабам, но едва ли это было так. Не следует забывать о веках, прошедших со времени строительства или последнего ремонта этого покрытия, а еще – о воздействии на поверхность дороги климатических и разных других факторов. Не приходится сомневаться в том, что дороги, когда они использовались римлянами, представляли собой гораздо более ровную и удобную для перемещения поверхность.


«Мильный камень»: на нем можно было прочитать информацию о строительстве дороги и о той местности, в которой находился путешественник

Вымощенные дороги можно было встретить только в городах. Исключением стала только первая мощеная на всей протяженности Виа Аппиа, или Аппиева дорога, которую уже в древности поэты называли «царицей дорог». Она была построена в 312 году до н.э. военачальником и государственным деятелем Аппием Клавдием Цеком, получив, согласно традиции, имя своего создателя-цензора.

Верхняя часть дорожного покрытия была изогнута таким способом, чтобы обеспечить сток в случае дождей. По краям дороги делали тротуар и укладывали бордюрные камни. Таким образом, ничего принципиально нового в устройстве дороги человечество за последние две тысячи лет не придумало. Существуют даже версии, что римляне использовали для верхнего слоя дорог бетонные смеси (которые действительно умели производить).


«Золотой мильный камень» на месте римского Форума

Судьба римских дорог
Римская империя к началу новой эры оказалась пронизана сетью дорог, от города Рима отходило три десятка крупных магистралей. На Форуме в центре города был установлен «золотой мильный камень» – от него отсчитывали расстояние по дорогам империи.

Вдоль дорог устраивали нечто вроде мотелей – каждые 25 – 30 километров путешественник мог отдохнуть, накормить животных, обеспечить им уход. Часто вокруг таких «дорожных гостиниц» вырастало целое селение – ведь количество путешествующих римских чиновников не уменьшалось. А еще маршруты, ведущие в Рим (или из Рима) часто становились местом последнего упокоения граждан: по закону устраивать погребения в черте городе не разрешалось, поэтому умерших хоронили вдоль крупных дорог.


Историки продолжают открывать все новые фрагменты римских дорог - в первую очередь проводя поиски вблизи городов

И в падении Рима дорогам была отведена своя роль – важная и довольно мрачная: наличие удобных маршрутов только помогало варварам в их продвижении по империи. Обычай прокладывать дороги по кратчайшему расстоянию обеспечивался строительством мостов, даже тоннелей, болотистые территории пересекали конструкции на сваях. Все это существенно облегчило задачи завоевателей.

Фрагменты римских дорог сохранились по всей Италии и даже за ее пределами, а еще – на территории Помпей и Геркуланума – городов, погребенных когда-то под пеплом Везувия. Кроме того, множество современных шоссе проходят поверх античных дорог. В Италии из Рима в Тоскану ведет Виа Кассия, во Францию – Виа Аурелия. Даже в Египте сохранился «римский след» - это Виа Адриана, некогда основанная императором Адрианом в память о юноше Антиное, утонувшем в Ниле.


Мавзолей на Аппиевой дороге

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Весь день сегодня только и разговоров об аресте Павла Дурова. Теории заговора, заступники, защитники, обвинители… Завтра французы выступят с заявлением, и ситуация прояснится. Подождём. Но я не помню, чтобы так кипели страсти, даже когда ушли в мир иной Навального. ...
Мнение цивилиованного мира о ситуации вокруг агрессии России против Украины однозначно на стороне украинцев: Агрессия РФ против Украины поставила под вопрос европейскую безопасность: мир в Европе не может восприниматься как данность , - глава ОБСЕ Динамика украинского кризиса служит ...
Разводятся супруги в Китае. Жена домохозяйка за 20 лет совместной жизни потребовала за стирки уборки и прочее эквивалент 7000 баксов. Ну понятно, никаких баксов, все в юанях. И суд взыскал. А потом некоторые возмутились, это же 30 баксов в месяц. Это же вообще ничего. Но она сама ...
Для начала перечислим некоторые перемоги прошедшего года. Вставание с колен №1 Доля РФ в мировом ВВП в 2023 году сократилась до 2,87% - уровня 1998 года. Максимальный показатель у РФ был в 1992 году - 4,81%, а минимальный - 2,80 в том же 1998 году. Если тенденция не изменится, то уже в ...
 "Кто сегодня в дежурстве ?! Почему тряпка у доски сухая и вся в мелу ?! Не приготовили класс к занятиям...И не забудьте о том, что вы дежурные. Уборка класса после уроков"... Для тех кто учился во времена СССР знакомая картина. Оставались после уроков, согласно составленному ...