Федоров Е.К. Полярные дневники. 9 апреля 1954.
appavlenko — 09.11.2023Хорошо поужинали с артистами летчики ))
***
9 апреля. 07 часов. Сегодня опять сомнительная погода. Наш синоптик Чуканин рисует на синоптической карте целую серию циклонов, выходящих из Гренландского моря к полюсу.
Сегодня нет и нашей дальней разведки погоды. По-видимому, опять придется сидеть. Черевичный уже начинает нервничать. Мы, пожалуй, могли бы лететь 6-го. Тогда было лучше. Впрочем, как мне кажется, синоптические данные о Центральной Арктике сомнительны и сейчас.
Много сплю, отсыпаюсь. В остальное время вся наша компания болтает. В комнате тесно, как в четырехместном купе. Почти весь пол загроможден объемистыми рюкзаками, лежат скинутые с ног унты.
Я лежу на одной из верхних коек. Тепло, уютно. На маленьком столике в эмалированных кружках крепкий горячки чай, а то и коньячок. Чаще всего слушаем Черевичного - он отличный рассказчик.
Я не могу и пытаться передать его образную, живую речь, но приведу здесь содержание истории о выговоре, полученном Черевичным от Папанина в приказе по Главсевморпуги, не помню - в 1948 или 1949 году.
Война окончилась, начала отходить в прошлое. Арктика вновь стала привлекать общественное внимание. Одна из московских опереточных трупп кочевала по полярным станциям и добралась до мыса Шмидта. Здесь базировался экипаж Черезичного, который на большой летающей лодке вел ледовую разведку. Этот самолет имел небольшую, даже по тому времени, скорость, но огромную дальность полета. Он держался в воздухе около 26 часов и отлично подходил для стратегической ледовой разведки в океане.
Естественно, что встреча московских летчиков и артистов московской оперетты была ознаменована товарищеским ужином, который начался на берегу - в гостинице, а закончился на борту стоявшего у причала самолета. Тут почти вся труппа и полегла в объемистом фюзеляже самолета на спальных мешках, чехлах и всякой мягкой рухляди. Когда артисты проснулись, самолет уже много часов летел над Ледовитым океаном. "Я пожалел их будить, а план полетов для нас - закон",- говорил Иван Иванович. Артисты реагировали по-разному. Большинство с интересом разглядывали океанский лед, некоторые ворчали, а кое-кто откровенно трусил.
Мы вспоминали с Иваном Ивановичем о его работе в Гидрометеорологической службе Красной Армии во время войны. Метеосводок с территории, оккупированной противником, не было. А они совершенно необходимы для прогноза погоды в зоне фронта - воздушные массы в основном движутся с запада. С огромным трудом мы получали отрывочные сведения о погоде от партизанских отрядов, от наших разведчиков, но этого было мало. Тогда организовали авиаполк разведки погоды.
Черевичный служил в этом полку. Он выполнил первый и немало других смелых полетов в глубокий тыл врага для наблюдений за погодой.
Но основной темой наших разговоров был остров. Иван Иванович утверждал, что в прошлом году в одном из полетов он ясно видел небольшой островок в районе полюса (к югу от полюса, примерно по меридиану 150° в. д.).
Он утверждал, что это был не дрейфующий ледяной остров, о существовании которых недавно стало известно, а самая настоящая земля, со скалами и небольшой речкой. К сожалению, штурман зафиксировал координаты лишь приблизительно.
Некоторые основания к тому, чтобы здесь мог существовать остров, имелись. Наша работа на СП-1 установила, что в районе полюса и к югу по пути дрейфа - в сторону Гренландии - океан глубок и дно сравнительно ровное. Но уже во время организации и работы следующей дрейфующей станции, СП-2, выяснилось, что совсем недалеко "за полюсом", в сторону Аляски, имеется резкий подъем дна. Огромный подводный хребет пересекал океан от Новосибирских островов до восточной части Арктического побережья Канады - ему впоследствии дали имя Ломоносова.
Отмечались глубины 200-300 метров. Поэтому мог быть и остров.
Нынешней экспедиции предстоит окончательно решить этот вопрос.
А снаружи пурга. Все мы не первый раз в Арктике и такие задержки переносим спокойно, отдыхаем.
Источник: Федоров Е.К. Полярные дневники. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. С. 282-284.