ФД21-3000 в Новосибирске ("Лучший паровоз Советского Союза").
cheslav_kara — 26.04.2019 Магистральные паровозы серии ФД ("Феликс Дзержинский") были самыми тяжелыми и мощными среди советских серийных грузовых паровозов. Один из них, с номером 3000, выкрашенный в знак особого отличия в синий цвет, ныне стоит на вечной стоянке в Новосибирске, как памятник труду железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.Еще 6 фото (2103г; кликабельны, как всегда):
Паровоз ФД был разработан в конце первой пятилетки (в 1930-31гг) специально для вождения больших и тяжелых товарных поездов. Большой сцепной вес (104 т - рекорд среди советских серийных паровозов) позволял паровозу развивать большую тягу. Но в то же время большой вес был и его проблемой - многие участки железных дорог не выдерживали такой нагрузки (осевая нагрузка ведущих пар составляла около 21 т). К середине 1960-х паровозы ФД были выведены из эксплуатации.
Паровозы строились на Ворошиловградском (Луганском) паровозостроительном заводе с 1931 по 1942г. Всего было построено 2925 паровозов серии ФД20 и 286 серии ФД21.
Осевая формула 1-5-1; вес служебный 135 т (235 т с тендером), сцепной вес 104 т;
мощность до 3100 л.с., сила тяги 21 200—23 300 кгс; скорость 85 км/ч.
6-осный тендер типа 6П вмещал 49 куб.м. воды и 22 тонны угля.
Юбилейный, 3000-й паровоз, построенный в 1940г, был торжественно вручен машинисту станции Новосибирск Томской железной дороги Николаю Александровичу Лунину, известному новатору железнодорожного транспорта, инициатору т.н. "лунинской системы" (при ней паровозная бригада активно участвовала в ремонте своего паровоза, что резко повысило эффективность эксплуатации локомотивов).
По некоторым данным, вскоре после войны паровозу Лунина приказом НКПС было присвоено звание «Лучший паровоз Советского Союза».
На тендере надписи:
"Вечная слава Труженикам тыла
обеспечившим своим самоотверженным
трудом победу нашего народа в
Великой Отечественной войне 1941 - 1945 года"
"Паровоз старшего машиниста Лунина Н.А
Героя социалистического труда.
Состав бригады:
машинисты: Ласточкин И.Д, Чирков Г.В.
пом.машиниста: Шепталин В.И., Цибизов Н.Ф, Галагуш Д.А.
кочегары: Сливаков В.И, Гайворонский А.С, Алексеенко И.Д."
Паровоз был установлен на вечную стоянку на проспекте Димитрова, у путепровода через железную дорогу, недалеко от станции Новосибирск-Главный в 1980г ( в некоторых источниках неверно указывается 1985г).
Официальное название монумента: "Мемориал славы труженикам тыла 1941-1945гг"
Точка на Яндекс-картах
Координаты 55.0274, 82.9037
Ну и до кучи - рисунок паровоза серии ФД20 из старой "Техники-молодежи":
Ссылки по теме:
Паровозы ФД: на pro-parovoz.ru; на цжд.рф; в Википедии
Статья о ФД21-3000
О Лунине