
FAQ | Зачем снимать в RAW?

Продолжаю рубрику "Часто задаваемые вопросы | (FAQ)"! Традиционно, сами вопросы можно задавать в
комментариях или присылать на почту:
[email protected]
Статья была написана для одного большого и толстого печатного
фотожурнала, но, по не зависящим от меня обстоятельствам, она там
никому не пригодилась. Но сегодня канун Нового года, вот и я тоже
решил сделать небольшой подарочек. =: ) Более подробно я обычно
рассказываю об этом на курсе "Формат RAW", который регулярно проходит в
школе "Фотопроекта". Итак:
#23 Зачем снимать в RAW?
Для начала — пара небольших ремарок:
Во-первых, многие мои коллеги вполне резонно замечают, что
RAW, в отличие от JPEG — это не абревиатура, поэтому не надо писать
RAW со всеми заглавными буквами. Согласен, это верное замечание.
Но... Мне больше нравится писать RAW большими буквами. =: ) Так
слово более заметно и визуально лучше противопоставляется тому же
JPEG. Считайте это просто такой моей заморочкой.
Во-вторых, в Сети очень распространено мнение, что некогда
был Золотой Век фотографии, когда деревья были больше, небо было
голубее, а девушки были моложе снимали на плёнку и ничего не
обрабатывали. Мол, сама технология фотографирования на плёнку чуть
ли не исключает последующую обработку... Увы, это не так. Обработка
была всегда, она вообще-то неоделимая часть фотодела. Для примера,
вот вам фото Ричарда Аведона, на котором он помечал те зоны,
которые, по его мнению, нужно корректировать — делать ярче или
темнее:
То есть, вопрос обработки — это лишь вопрос желания фотографа
сделать кадр таким, каким ему это нужно. И никакая религия
плёнка или цифра тут ни при чём.
Многие слышали что-то о формате RAW, который сейчас предлагается в
качестве опции во всё большем количестве фотокамер. Начинающие
фотографы, как правило, просто игнорируют его, предпочитая снимать
в JPEG по умолчанию, полагаясь на автоматику камер. Чуть
освоившиеся уже делают робкие попытки съёмок в RAW, но, увы,часто
сталкиваются при этом с рядом проблем:
Во-первых, RAWы занимают гораздо больше места на флешке и уже это отталкивает многих фотографов от использования этого формата.
Во-вторых, после съёмки с RAWами нужно ещё что-то делать, просто так они не открываются, не обрабатываются, требуя освоения каких-то дополнительных программ.
Ну и в в-третьих, самое важное — часто бывает так, что люди, разобравшись с дополнительными программами, получают из RAWвов результаты, уступающие по качеству тому, что получались у них при съёмке в JPEG.
Так зачем же нужны эти RAWы, если от них только проблемы? Зачем же производители включают их поддержку во всё большее количество камер? Давайте попробуем разобраться.
Для начала, увы и ах, надо понять несколько моментов об устройстве матрицы фотоаппарата. Да-да, опять зубрёжка и опять изучение матчасти. Но, простите, без этого сложно будет двигаться дальше. Так что я постараюсь описать эту часть кратко и как можно более понятно. Итак.
Матрицы цифровых фотоаппаратов, как известно, представляют из себя множество светочувствительных ячеек, фотодиодов, собранных в ряды и столбцы. Каждый фотодиод представляет собой неделимую единицу информации — пиксель. Этих пикселей в матрице — миллионы (поэтому и в ходу термин "мегапискель", то есть — "миллион пикселей") и из них состоит результирующее изображение. Полагаю, всё это вы уже и так знаете. Однако, на физическом уровне сами эти фотодиоды устроены так, что они способны воспринимать только яркость падающего на них света и им всё равно, лучи какого цвета в них попадают. По сути — наши современные цифровые фотоаппараты оснащены чёрно-белыми сенсорами. Но мы же привыкли видеть мир цветным! Как инженеры решили проблему цвета в современных цифровых фотокамерах?
На самом деле, принципиальное решение этой проблемы далеко не ново. Для получения цветного фотоизображения ещё в конце позапрошлого века применяли технику, когда кадр делался с помощью трёх светофильтров — синего, зелёного и красного:

Три цвета в электронном виде пересекаясь дают все необходимые оттенки
С каждым из них делался отдельный снимок, всего их было три. А потом полученные изображения помещали в проекционные фонари, установив перед ними светофильтры, цвет которых соответствовал съёмочным светофильтрам. Три изображения со своими фильтрами проецировались одновременно на экран и получался цветной снимок.

Фотография известного русского фотографа С.М.Прокудина-Горского, железная дорога под Петрозаводском, 1910 год
Разумеется, техника претерпела серьёзные изменения за прошедшее время, но принцип трёх светофильтров — красного, зелёного и синего — используется и сейчас. Одно из самых распространённых решений на сегодня — это использование так называемого фильтра Байера. Сам фильтр назван так в честь его создателя, доктора Брайса Байера (Bryce Bayer), сотрудника компании Kodak. Фильтр или шаблон Байера — это двухмерный массив цветных фильтров, которыми накрыты светочувствительные фотодиоды матрицы.

Наверху слева — работа светофильтров, внизу — принципиальная схема расположения их на матрице
Накрытый светофильтром фотодиод воспринимает лишь 1/3 попадающей на него цветовой информации, а 2/3 отсекается фильтром. Для получения информации об остальных цветах этого пикселя используются значения из соседних ячеек. В формировании конечного значения цветного пиксела участвует 9 или более фотодиодов матрицы. И такми образом мы получаем цветное изображение из массива чёрно-белых сенсоров.
Принципиально схема расположения цветных фильтров на матрице фотоаппарата выглядит так:

Если долго смотреть на эту картинку, то можно
Кстати, думаю, вы обратили внимание, что зелёному тут уделяется в два раза больше внимания, по сравнению с другими цветами? Это неспроста. Дело в том, что в зелёной части спектра наши глаза наиболее чувствительны. Это наследие, доставшееся нам от далёких предков, которые скакали по лианам и должны были очень хорошо разбираться в оттенках зелёного: что не такое и зелёное и это можно съесть, а что не такое зелёное и может их самих сожрать?
Итак, если посмотреть это всё на примере, то вот так мы привыкли видеть изображение на экране:

Прекрасная Лёлик на фото!
Вот его сильно увеличенный фрагмент:


И вот таким его "видит" матрица фотоаппарата. Вся информация о красном выглядит так:

О зелёном — так:

О синем — так:

И если всё собрать вместе, то изображение будет выглядеть так:

Вот эта цветная мозаика, по сути, и есть принципиальное содержимое RAW-файла. Разумеется, есть ещё масса технических нюансов и реально всё выглядит несколько иначе, но сути это не меняет. RAW — это записанная на диск необработанная информация, сосканированная с матрицы фотоаппарата. Это не картинка в привычном для нас виде!
Для превращения RAW в привычное нам изображение нужно будет сначала эту информацию неким образом обработать, сконвертировать. Поэтому, например, "Фотошоп" не открывает RAWы напрямую, а вызывает небольшую программку, RAW-конвертер Adobe Camera RAW, который и производит преобразование мозаики в привычное изображение.
Может, это прозвучит несколько необычно, но все фотоаппараты, от мала до велика, все снимают в RAW. Да-да, даже маленькие камеры, встроенные в мобильные телефоны — и они при фотографировании получают RAW. Другой вопрос, что разбираются они с этой информацией сами — при помощи заложенных в них программ конвертации превращают мозаику в привычную нам картинку, а сам RAW в них не сохраняется. И только в продвинутых фотокамерах есть возможность записать RAW-информацию на флэш-карту для дальнейшей работы с этим материалом. Но зачем, спрашивается, это нужно, если фотокамеры могут и сами всё сделать и выдать обычную картинку? Этому есть несколько объяснений.
1. Вы сможете сами выбирать настройки RAW-конвертации исходя из особенностей съёмки
Из сказанного выше, я полагаю, уже очевидно, что необработанную информацию мы посмотреть не сможем. В любом случае какая-то обработка обязательно будет. В фотоаппарате она производится при помощи встроенного процессора и зашитого программного обеспечения. Но фотографу всё равно прийдётся вмешаться и установить параметры обработки: баланс белого, режим (портрет или пейзаж, например), чёткость картинки, насыщенность, контраст и так далее.
Конструкторы фотоаппаратов тратят много усилий на создание алгоритмов обработки получающейся RAW-информации, но всё равно они не в силах создать такие программы, в которых учитывались бы абсолютно все возможные нюансы данной конкретной съёмки. То есть, если вы говорите, например, "не хочу я снимать в RAW, он много места занимает и возиться потом с ним надо, буду снимать в JPEG", то вы тем самым делегируете обработку процессору фотоаппарата и заложенным в него программам. А тут кроется сразу два подвоха:
Во-первых, как я уже говорил, программы написаны под какие-то конкретные случаи. К примеру – те же самые режимы "портрет" или "пейзаж". А как быть, если вы сфотографировали портрет на фоне пейзажа? У встроенного программного обеспечения, как правило, нет готовых решений для такой ситуации…
А во-вторых, вся работа электроники фотоаппарата сейчас заточена на высокую производительность. Ведь количество мегапикселей в новых моделях камер неуклонно растёт, скорость съёмки — тоже. В результате, всё это даёт огромный поток информации, который должен переварить процессор фотоаппарата. Естественно, конструкторы фототехники оптимизируют вычислительный процесс, в том числе — упрощая алгоритмы. А это, в результате, может приводить к понижению качества обработки.

Картинки из сообщества
![FAQ | Зачем снимать в RAW? [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/community.gif?v=88.3)
Резюмируя, можно сказать, что записывая RAW на диск вы получаете самое важное преимущество съёмки в этом формате — возможность обработать эту информацию так, как это нужно вам, а не так, как это могут сделать заложенные в фотокамеру программы. При этом, не только обработать RAW по своему рецепту, но и сделать это более качественно, потому что можно это делать не спеша, а не со скоростью, например, 10 кадров в секунду, как это может быть в фотоаппарате.
2. RAW обладает избыточной информацией
Для начала вспомним, что практически все современные компьютеры отображают фотографии с глубиной цвета 8 bit на цвет. Это означает, что каждый из трёх каналов описывается 8 разрядами — восемью нулями или единичками. При помощи восьми разрядов можно в результате получить 256 комбинаций, а это означает, что на каждый цвет, на красный, на синиий и на зелёный — выделяется по 256 оттенков.
С одной стороны — это не так уж и мало, 256 оттенков. Тем более, что обычный человек способен различать по тону порядка 100-150 оттенков одного цвета. Вроде бы, 256 — перекрывает этот показатель с избытком. Однако, способность различать цвета постепенно тренируется. Если человек долгое время работает в области, где нужно тонко различать тона цветов, то его способности растут и потом он может различать уже от 200 до 300 оттенков одного цвета по тону. И тогда запросто может так получиться, что из 256 тонов одного цвета будет уже сложно выбрать именно тот, который нужен.
Другая проблема выделенных 8 bit на цвет заключается, как это ни странно, в математическом аппарате, производящем преобразования изображений. Дело в том, что для пущей скорости работы все вычисления программ по обработке графики, что в фотоаппарате, что в настольном компьютере, производятся в так называемом целочисленном режиме. То есть, в таком режиме, когда образованные при математических операциях дробные части чисел не учитываются. Они либо округляются, к чему мы привыкли, либо даже просто-напросто игнорируются.
На простом примере это пожно проиллюстрировать это так. Допустим, у нас есть какой-то пиксель на картинке, у которого его цветовые координаты будут, ну, например — [ R:50 G:51 B:52 ]:

Этот пиксель только кажется серым, на самом деле он цветной и в этом легко убедиться, если, например, выкрутить на максимум насыщенность. Можно увидеть, что после этой операции получается глубокий синий цвет, с координатами [ R:0 G:51 B:102 ]:

Однако, если мы возьмём исходный пиксель с координатами [ R:50 G:51 B:52 ] и захотим, допустим, сделать его темнее в 2 раза, то по факту мы получим информацию с такими цветовыми координатами [ R:25 G:25 B:26 ]:

И тут будет сразу заметно, что если раньше, в исходных цветах у нас разница между R и G была, то в новом варианте — её уже нет. Повышение насыщенности этого пикселя даст нам цвет с координатами [ R:0 G:0 B:52 ]:

А если добавить яркости в 2 раза, то получится [ R:0 G:0 B:104 ], которые, согласитесь, не то же самое, что и цвет [ R:0 G:51 B:102 ]:

Увы, такая или очень похожая картина будет наблюдаться практически во всём программном обеспечении, занимающемся обработкой изображений. Причём, если вы обратите внимание, то сможете заметить, что эти операции будут в первую очередь повреждать область теней, где уровни сигналов сами по себе невысоки. Например, можно взять яркую точку, с уровнем яркости, допустим — 251. Понижение яркости в два раза — это деление значения на 2. Эта операция даст нам число 125 и ошибка составит ±1. Одна единица по сравнению со 125 — это не так уж много. Но если мы возьмём тени, где уровень сигнала, например, 5, то деление на 2 этого значения даст нам уже число 2 ±1, а эта ошибка будет уже значительной! Именно поэтому огрехи обработки в первую очередь явно становятся заметны в тенях.
Решению этих проблем тоже помогает съёмка в RAW. Просто потому, что RAW в современных камерах записывается с глубиной цвета 12 bit и больше (профессиональные камеры записывают RAW с глубиной цвета 16 bit / цвет). Казалось бы, 8 bit и 12 bit — невелика разница! Ан нет, в цифрах она выглядит заметной: 8 bit — 256 оттенков, а 12 bit — уже 4096 оттенков. Это, во-первых, позволит точнее выбирать цвет. А во-вторых большая битность RAW несколько нивелирует проблему целочисленных вычислений. Например, тени, которые в 8 bit имели уровень 5, в 12 bit переместятся уже в район 70-80, и ошибка в вычислениях будет не так страшна. Ну и в-третьих — избыток информации, содержащийся в RAW. На практике это будет означать, что баланс белого, например, можно при съёмке в RAW поставить вообще любой. И потом установить его уже в процессе RAW-конвертирования, причём таким, какой он больше подходит исходя из сюжета снимка. А так же это позволит исправлять некоторые огрехи экспонирования кадра.

Кадр, как он снят. Автоматика допустила просчёт в балансе белого (стены Кремля очень жёлтые) и в определении правильной экспозиции (некоторые части картинки пересвечены)

Тот же кадр, после обработки в RAW-конвертере (один из возможных вариатнтов, сделанных на мой вкус)
3. Программы RAW-конвертации работают по недеструктивному принципу
Это особенно актуально в свете тех ошибок, про которые мы говорили в предыдущем пункте. К сожалению, они имеют тенденцию накапливаться при той обработке, к которой мы привыкли — когда каждая операция выполняется сразу после предыдущей. При длительной обработке эти ошибки могут привести к вырождению информации, даже при работе с 16 bit изображением.
Именно поэтому программы RAW-конвертации работают по недеструктивному принципу. По сути, он сводится к тому, что программы не изменяют информацию, а показывают что будет при редактировании на примере небольшой, как правило, картинки-превью. Все пожелания оператора записываются и их может быть практически бесконечное количество. И лишь когда оператор поймёт, что результат его устраивает, тогда программа берёт последние настройки и по ним производит одно вычисление результата. Сама исходная информация не изменяется, поэтому метод и называется "недеструктивным" — при работе в этих программах вы не испортите исходник.
Такой подход даёт большую гибкость при работе, позволяет всегда вернуться к первоначальному виду информации и гарантирует высокое качество результата.

Кадр, как он снят.

Кадр после обработки в RAW-конвертере.
Выводы:
Итак, резюмируя, можно сказать, что снимать в RAW нужно главным образом для того, чтобы была потом возможность обработать результат так, как вам нужно, с учётом всех нюансов съёмки. При этом обработка будет недеструктивной и применяться она будет к избыточной информации, что позволит избежать погрешностей вычислений и скорректировать некоторые ошибки съёмки.
P.S.: С наступающим вас! =: )
|
</> |