Фальсификация лунных снимков подтверждается экспертизой
photo_vlad — 22.01.2019Независимая профессиональная экспертиза получила ключ к разгадке методики фальсификации лунных фотографий.
Продолжение цикла экспертизы американских лунных фото. Начало здесь.
Важные особенности разных типов плёнок проливают свет на подделку.
ГЛАВА XIX.
ПОЧЕМУ «РЫБОЛОВНЫЙ КРЮЧОК»
ЗЕЛЁНЫЙ?
Когда-то, лет семь назад, на форуме, некто, под ником Чёрный
Глиммунг, обратился ко мне:
- Вы не могли бы попробовать объективно разобраться, что
представляет из себя артефакт на одном из снимков А-17:
http://history.nasa.gov/alsj/a17/AS17-137-20925HR.jpg
Рис. XIX-1. Один из снимков миссии Аполлон-17.
При повышении яркости в тени камня обнаруживались короткие зеленые линии (рис.XIX-2)
Рис.XIX-2. Фрагмент снимка с указанием места артефакта
(слева) и тот же фрагмент при повышении яркости (справа).
В ответ я написал следующее:
Чёрный Глиммунг! Огромное спасибо!
Даже не так. А вот так:
ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ЭТОТ ВОПРОС!
Я уже три минуты хожу по комнате взад-вперед
и никак не могу успокоиться.
Эта фотография - ключ к разгадке аполлоновских снимков!
Я думаю, что та версия, которую я сейчас напишу, ещё никому
не приходила в голову (во всяком случае, мне она, точно, не
встречалась). Это настолько неожиданно, что это меняет все наши
представления о том, как были сделаны цветные
снимки лунных миссий.
Вы даже не представляете, какую помощь вы мне
оказали. Вы мне подкинули ключ!
Наконец-то несколько вопросов, на которые я никак не мог найти
правильного ответа, которые никак не стыковались и которые меня все
время беспокоили - оказывается, все они - открываются одним
ключом.
Ответ настолько парадоксальный, что я
расскажу по порядку.
Я как-то видел месяц назад эту фотографию с подписью "Кто-то
оставил здесь рыболовный крючок". Но тогда не обратил на это
внимание.
А сейчас только бросил взгляд и сразу понял причину этого
артефакта.
Дело в том (я не буду этого скрывать), что в течение
10-ти лет я был начальником цеха обработки кинопленки. Под моим
руководством был штат более 20-ти человек: проявщики, копировщики,
цветоустановщики, механики по ремонту проявочного оборудования,
инженеры КИЛ (контрольно-измерительной лаборатории), склейщики
негатива и, конечно же, контролеры ОТК. В отделе технического
контроля у нас были две женщины с богатым опытом работы и на других
киностудиях (копировальная фабрика, киностудия Министерства Обороны
и пр..). Так вот с контролерами ОТК я просматривал иногда километры
брака, чтобы выдать правильное заключение, по чьей вине произошел
брак (съемочная аппаратура или механик по обслуживанию аппаратуры,
лаборатория проявки плёнки, съёмочная группа, оператор, фабричный
брак). И каких только видов брака я не насмотрелся: ретикуляция
эмульсии (завышена температура сушки при высокой влажности),
шахматность перфораций (фабричный брак импортной пленки), подсветки
в кассете кинокамеры (не до конца закрывалась крышка), подсветка в
кассете проявочной машины (из-за того, что выпал крепежный винтик в
кассете), тёмные серебряные точки на изображении (из-за того, что в
проявочной машине не сменили стоячую воду после фиксажа), надкол
перфораций (нижняя петля в кинокамере слишком маленькая), мигания
изображения только в одном месте декорации (съёмка производилась на
частоте 24 кадра в секунду, а в это место декорации светил
металло-галогенный прибор, и нужно было снимать на частоте 25 к/с),
или мигания изображения из-за того, что съёмка велась на
разряженном аккумуляторе.
Кроме этих десяти лет, я еще 2 года работал на
кинокопировальной фабрике цветоустановщиком.
В общем, после всего увиденного за 12 лет, мне не составило
особого труда идентифицировать вид брака на этой предоставленной
фотографии.
На мой взгляд - это обыкновенная
царапина.
Причем, если бы царапина произошла во время обработки плёнки (в
проявочной машине), то царапина была бы размытой. А здесь она
чёткая, что говорит о том, что это - "царапина по сухому". Она
произошла уже после того, как плёнка была обработана и высушена.
Царапина вертикальная, продольная. Значит, она возникла во
время продольного перемещения плёнки. Например, во время перемотки
при сканировании. Царапина не по основе, а по эмульсии, царапина
цветная, и это означает, что в верхнем эмульсионном слое краситель
повреждён.
Мы знаем, что цветное изображение на кино-фотоплёнках состоит
из трёх красителей – жёлтого, пурпурного и голубого. Поскольку
царапина зелёная, то это означает, что соскоблился пурпурный
краситель, а остались жёлтый и голубой (жёлтый и голубой красители
вместе дают зеленый цвет).
Вот тут и начинается самое главное.
Светочувстительные слои на обращаемая
фотоплёнке расположены следующим образом – см. рис.XIX-3. Сверху
идёт синечувствительный слой (под номером 1), после экспонирования
и обработки в нём образуется жёлтый краситель. Под номером 2 –
жёлтый фильтровый слой, который обесцвечивается в процессе
отбеливания и фиксирования, 3 – зелёночувствительный слой, в нём
образуется пурпурный краситель, 4 – красночувствительный слой после
экспонирования и обработки выдаёт голубой краситель, 5 –
противоореольный слой – удаляется в процессе обработки (остаётся
пустой желатиновый слой), 6 – прозрачная основа, примерно в 8 раз
толще, чем все слои вместе взятые.
Рис.XIX-3. Строение цветной обращаемой фотоплёнки: а) – до экcпонирования, в эмульсионных слоях находится светочувствительное вещество (треугольнички), б) – после экспонирования и обработки образуются красители.
Эмульсионные слои очень тонкие, толщиной в несколько микрон, и хотя они хорошо задублены, с плёнкой всё равно нужно обращаться очень бережно. Если проходит царапина по эмульсии, то вначале снимается жёлтый краситель, отчего царапина на просвет приобретает синий оттенок (оставшийся пурпурный краситель + голубой). Более глубокая царапина приводит к тому, что снимаются два верхних слоя - два красителя - жёлтый и пурпурный, и на плёнке остаётся только голубой. Поэтому эмульсионные царапины на обращаемой фотоплёнке бывают либо синие, либо голубые – рис.XIX-4.
Рис.XIX-4а. Царапины на обращаемой фотоплёнке – синие, слайды размером 6х6 см.
Рис.XIX-4б (gif). Царапины на обращаемой фотоплёнке – синие, слайды размером 6х6 см.
Плёнки высокой чувствительности - негативные и обращаемые (slide film, reversal film), имеют одинаковое расположение красителей по мере прохождения света: жёлтый – пурпурный и голубой. Совсем иначе расположены красители на малочувствительных позитивных материалах - фотобумагах и позитивных киноплёнках (принт-фильмах). При изготовлении этих материалов было учтена особенность человеческого зрения, то что жёлтый краситель практически не несёт информации о резкости (рис.XIX-5).
Рис. XIX-5. Из трех красителей наименьшей информационной ёмкостью обладает жёлтый.
Если информацию о резкости, которые создают все три
красителя, принять за 100%, то на долю жёлтого приходится лишь 10%.
Но что получается во время экспонирования? Сами эмульсионные слои
(до проявления) – это сильно мутная среда, они сильно рассеивают
свет. Поэтому в верхнем слое оказывается наибольшая разрешающая
способность (лучше всего резкость), а в самом нижнем – разрешающая
способность (в линиях на миллиметр) в полтора-два раза ниже из-за
рассеивания света. При классической схеме расположения красителей
(ж-п-г) максимум разрешающей способности приходится на жёлтый
краситель, а глаз там практически ничего не видит – не видит
никаких мелких деталей. В связи с этим фирма Кодак в середине 50-х
гг. ХХ века выпустила плёнки с перемещенными слоями: жёлтый
краситель отправился в самый низ.
Та группа, которая разрабатывала цветные фотобумаги,
посчитала, что наибольшую информационную ёмкость несёт голубой
краситель, поэтому поставила его на самый верх. Если мы возьмём
ножницы и начнём осторожно соскабливать эмульсию с цветной
фотографии, то увидим, что первым будет удаляться голубой
краситель, а царапины в этом месте будут красными – это остаются
два других красителя – пурпурный и жёлтый (рис.XIX-6).
Рис.XIX-6. При соскабливнии эмульсии на фотобумаге вначале
удаляется голубой краситель, отчего царапины приобретают красный
цвет.
При дальнейшем выскабливании внизу виден жёлтый краситель -
рис.XIX-7.
Рис.XIX-7. Последовательное соскабливание красителей на фотобумаге (голубой - пурпурный - жёлтый).
Другая группа разработчиков, которая занималась киноматериалами для печати, посчитала, что пурпурный краситель более информационен, нежели голубой, поскольку кривая поглощения пурпурного красителя больше всего похожа на кривую видности глаза. Именно из-за этого, разработчики поставили наверх пурпурный краситель. На всех позитивных киноплёнках, например, Eastman Print Film 5381, или на современной киноплёнке Kodak 2383, сверху находится пурпурный краситель. И в течение многих лет звуковую дорожку для улучшения резкости записывали только в верхний эмульсионный слой, отчего она выглядела тёмно-пурпурной в фильмокопии, называется high magenta (рис.XIX-8).
Рис.XIX-8. Звуковая стерео-дорожка (слева) – тёмно-пурпурная.
Статья О цвете звуковой дорожки
Если мы начнём царапать кинопозитив, то царапины окажутся
жёлто-зелёными (рис.XIX-9).
Рис. XIX-9а. Царапины по эмульсии на кинопозитивной плёнке выглядят зелёными.
Рис. XIX-9б (gif). Царапины по эмульсии на кинозитивной плёнке выглядят зелёными.
Поскольку файлы gif не совсем правильно передают цвета,
образование царапин на разных материалах лучше посмотреть на
видео.
Видеофайл: Образование цветных царапин на слайде,
фотобумаге и кинопозитиве
Кстати, на тех слайдах, что были найдены в коробке, на тёмном фоне
встречаются царапины, и они – зелёного цвета
(рис.XIX-10).
Рис.XIX-10. Зелёная царапина около перфораций.
Всё это свидетельствует о том, что перед нами изображение не на обращаемой, а на позитивной киноплёнке. И это не слайд, а кинопозитив. А раз плёнка позитивная, то изображение печаталось с негатива. И это никак не может быть оригиналом, поскольку это самая обычная копия, полученная двухстадийным способом «негатив-позитив».
Следите за следующими публикациями цикла. Дальше будет ещё интереснее.
Первая глава этого цикла экспертизы американских лунных фотографий здесь: Почему астронавты на Луне не могли отойти от космического корабля дальше, чем на 19 метров?
Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html
Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог в друзья и подписывайтесь на обновления.
https://bit.ly/2EqKpFj
Как заработать новичку от 5000 рублей за 10 дней
Гарантия возврата денег.