Фабриано - часть 1. Пинакотека
sibeaster — 14.08.2023 Фабриано был самой далекой точкой Марке, до которой я в этой экспедиции добрался. Город расположен на железнодорожной линии Рим - Фальконара; кроме римских дальних здесь довольно часто ходят местные поезда (Анкона - Фабриано), так что добраться сюда с побережья нетрудно. В подавляющем большинстве случае потребуется пересадка на станции Фальконара Мариттима, но я себе высмотрел ранний скорый поезд Равенна - Рим, купил на него за полторы недели до отправления билет по самому дешевому тарифу и с комфортом доехал из Римини до Фабриано без пересадок. Кстати, осмотр Фабриано легко осуществить, живя в Умбрии; дорога из Фолиньо сюда гораздо короче, чем из Фальконары.Фабриано входит в ЮНЕСКОвский охранный список, но не за архитектурные или живописные красоты, а за важное изобретение, совершенное здесь в XIII веке. Именно в Фабриано в 1283 году началось проивзодство бумаги. А до той поры европейцы писали на пергаментах, что делало книги очень дорогими. Ну и конечно, смешно себе представить, как бы современные принтеры на пергаменте печатали...Так что благодаря Гуттенберга, помяните добрым словом и безымянных мастеров из Фабриано: именно они осуществили первый прорыв в изготовлении доступных книг. В Фабриано есть музей, посвященный местной бумажной промышленности, но это совсем не моя тема.
Об истории Фабриано я расскажу позже, а сейчас сразу же перейду к местной пинакотеке. У нее есть сайт, который очень неудачно иллюстрирован, а потому музей кажется на расстоянии неинтересным. Какое счастье, что я сайту не поверил и решил-таки сюда добраться! Пинакотека Фабриано оказалась изумительной по наполненности шедеврами. Дело в том, что затерянный в горах Фабриано (это сейчас сюда туннелей напробивали) был родиной локальной живописной школы, которая дала миру Джентиле и Антонио да Фабриано (они не родственники, просто родом отсюда), а еще Аллегретто Нуци (Nuzi, я бы его транскрибировал "Нудзи", но против традиции не попрешь). К сожалению, местные уроженцы рано или поздно уезжали на "большую землю", так что значительная часть их работ находятся вне их родины, но даже того, что осталось, хватило на два часа хождения по музею "с открытым ртом".
Музей расположен в здании бывшего Оспедале (=госпиталя) Санта-Мария-дель-Джезу, что напротив собора.
Госпиталь был основан в 1456 году. В XVIII веке собственно госпиталь переместился к церкви Сант-Агостино; в историческом же здании вплоть до 1983 года учреждение, которое в российских реалиях надо было бы назвать детским домом для девочек, в 1994 году здесь открылась картинная галерея, куда я без лишних слов вас и приглашаю.
В пинакотеке все экспонаты распределены хронологически, так что мы начнем с XIII века и будем двигаться к XVII веку. В первом зале показаны работы двух анонимных художников, условно называемых Мастером Сант-Агостино (фрески из одноименного монастыря в Фабриано) и Мастером Камподонико (работал в одноименной деревне, а точнее в монастыре Сан-Бьяджо-ин-Каприле, посмотрите, какая это глушь)
Блаженный Августин дарует свой устав августинцам (мастер Сант-Агостино)
Распятие (Мастер Сант-Агостино)
Святой Вильгельм Малавальский (Мастер Сант-Агостино)
Эдикула с Благовещением и святыми (Мастер Камподонико). По частям, насколько это было возможно:
Распятие (Мастер Камподонико)
В этот же зал хронологически попал еще один художник - Франческино ди Франческо:
Следующий зал отдан вершине фабрианской школы - Аллегретто Нуци (XIV век) и его соратникам. В этом году случилось 650 лет со дня кончины мастера, и по этому поводу в пинакотеке, кроме постоянно находящихся здесь его работ, выставлены еще несколько (по памяти, одна картина в обычное время висит в мэрии какого-то захудалого городка, еще одна - в церкви не менее захудалого городка и т.д.), так что мне посчастливилось увидеть максимум работ Нуци в одном месте.
Святые Николай Толентинский, Августин и Стефан первомученик. Николай Толентинский, как вы понимаете, "свой" в Марке, а потому его изображения нам будут встречаться очень часто.
БМ с Марией Магдалиной, Иоанном Богословом, апостолом Варфоломеем и святым Венанцием (Венанций - святой покровитель Фабриано и Камерино). БМ крупным планом:
БМ со свв Екатериной Александрийской, Франциском, Мартином Турским и Луцией
Еще одна БМ с БМ
Художник из круга Аллгерретто - Франческуччо ди Чекко
БМ Умиление (Франческуччо ди Чекко). В этой поездке я открыл для себя, что тип "Умиление" означает Богородицу, сидящую на земле, а не на троне
БМ с неизвестным святителем, свв Иоанном Богословом, Иоанном Крестителем и Венанцием (Франческуччо ди Чекко)
Новый зал, новое XV столетие. Здесь главная звезда - Антонио да Фабриано (пройдите по ссылке и с удивлением обнаружите, как мало о нем известно). Есть мнение, что он успел поработать в Генуе и там пересечься с ван Эйком, отсюда неожиданные североевропейские влияния в его живописи.
Успение (Антонио да Фабриано)
БМ со свв Иаковом Старшим (тем, чьи мощи лежат в Компостелле, покровитель пилигримов, потому и с посохом) и Антонием Великим
БМ со свв Венанцием, неизвестным святым воином, Виктором и Викентием (Нери ди Биччи)
БМ со свв Августином и Верекондом (т.н. Мастер Сан-Верекондо)
Лоретская БМ (Лоренцо д'Алессандро). Это - еще одна местная звезда, родом из не посещенного мною по вине трусов и паникеров Сан-Северино; поглядите в Вики список его работ - большая часть находится в неизвестных широкой публике местечках Марке
Следующий зал - это уже XVI-XVII века, Контрреформация на
БМ со свв Иоанном Крестителем (да-да, это юный красавчег - Предтеча) и Николаем Толентинским (Франческо Мендзокки). В Урбино Мензокки, вместе с Джентилески, называли маркезианскими звездами соответствующей эпохи.
А вот и Орацио Джентилески: Мадонна Розария. Опять-таки почитайте биографию: товарищ успел поработать не только в разных итальянских городах, но и во Франции с Англией.
Рождество со св Николаем Толентинским (Симоне де Маджистрис)
Экстаз св Иосифа Копертинского (Джузеппе Кадес). Это уже XVIII век, не могу назвать шедевром, но зато прекрасная иллюстрация к полетам святого Джузеппе да Копертино, к честным мощам которого читатели могут приложиться (через монитор и стекло) здесь.
И вдруг из XVIII века мы опять прыгаем в далекое Средневековье, потому что в последнем зале нам показывают деревянную полихромную скульптуру двух анонимов: Мастера Волхвов из Фабриано и Мастера Беато Микетти
Ну а дальше будет туалет и (для тех, кого там постигла неудача) две комнаты т.н. современного искусства на первом этаже.
Уж не знаю, как вы там по другую сторону экрана себя чувствуете, дорогие читатели, а для меня Фабриано был своеобразным финалом первой маркезианской поездки (сюда я приехал в пятницу 16 июня, а утром 18го я улетал на родину). Положите руку на сердце (ну или на детородные органы - в книге Бытия так частенько делают) и скажите, знали ли вы о существовании этого города ранее. И вот в этом практически неизвестном широкой публике городе, в маленьком дешевом музее хранится столько великолепных работ! О Италия, как ты могла из Страны Титанов живописи и скульптуры превратиться в Страну Трусов и Паникеров? Нет ответа, молчит пристыженная Италия, нечего ей сказать...
|
</> |