Евросоюз душит табачные компании
fritzmorgen — 21.05.2016И всё же жалко будет, если Европа не выберется из тех проблем, в которых она сейчас по уши увязла. Хоть мне и не близки некоторые европейские ценности (типа насильственного овелосипедивания городов), но всё же я должен признать, что нам есть чему поучиться у Европы в культурном плане.
Актуальный сейчас пример — назойливая реклама контор по раздаче микрокредитов. В Европе такого нет, там эту форму выжимания денег из населения уже запретили. Надеюсь, дозреет через какое-то время до равноудаления банкиров от граждан и Россия.
Впрочем, я сейчас не о кредитах. Из Европы пришла замечательная новость — наконец-то с курением начали бороться адекватными средствами, переключившись с угнетения курильщиков на угнетение табачных компаний.
Новый план ЕС состоит из двух пунктов.
Во-первых, во всём Евросоюзе запрещают сигареты с ментолом и прочими ароматами. Во-вторых, все пачки сигарет будут теперь иметь одинаковый дизайн:
https://lenta.ru/news/2016/05/19/menthol/
Почему эти идеи обречены на успех?
Начнём с ментола. Представьте себе некого покупателя, который стоит перед витриной, например, с пирожными. Если на витрине одно пирожное, у покупателя есть выбор — покупать или не покупать. Если на витрине стоят два пирожных, у покупателя выбор уже другой — купить пирожное с шоколадом или купить пирожное с глазурью. Выбор «не покупать» теперь спрятан, развернуться и уйти без пирожного стало сложнее. Это называется «маркетинг».
Такого рода фокусами часто пользуются считающие себя хитрыми родители. Вопросы типа «ты будешь делать уроки с мишкой или зайцем?» не оставляют неопытному ребёнку особых шансов проявить несогласие.
Ещё один грязный фокус, который прячется в наличии разных сортов сигарет, заключается в предоставлении курильщику возможности отнести себя к какой-то группе. «Я креативен, я курю сигареты с ментолом». «Я брутелен, я курю сигареты без ментола». Курильщик начинает воспринимать себя как «человека который курит такие-то сигареты», и попытка бросить курить означает для него отказ от важной части его собственного образа.
Перейдём теперь к стандартному дизайну сигаретных пачек, которого должны будут придерживаться теперь табачные компании. Теперь все сигареты в Евросоюзе будут продаваться в похожих друг на друга зелёных пачках: отличаться они будут только названием, которое будет наноситься на упаковки мелким стандартным шрифтом.
Главная задача стандартного дизайна — обрубание рекламных бюджетов «табачникам». Теперь им нет особого смысла вкладываться в рекламу, так как все сигаретные пачки выглядят теперь одинаково, и, следовательно, рекламируя свою фирму, табачная компания будет невольно рекламировать и всех своих конкурентов.
Кроме того, стандартная пачка автоматически низводит сигареты с уровня добротного статусного товара (с именем, цветом, «вкусом» и так далее) до уровня некого лекарства для больных никотиновой зависимостью людей. Теперь уже не получится вдалбливать в потребителей идеи в духе «я курю такие же сигареты, как тот крутой парень из фильма».
Проведу аналогию. Если все наручные часы будут стандартными, люди просто перестанут их носить: мобильник удобнее. Люди носят наручные часы, чтобы показать себе окружающим: я ношу такие-то часы такой-то марки, это всё потому, что я такой-то человек.
Сработает это и с сигаретами. Кому-то будет проще бросить курить, ну а кто-то не соблазнится стандартными пачками и не пристрастится к этой пагубной привычке.
Повторюсь — несмотря на обилие и тяжесть проблем современной Европы, нам по-прежнему есть чему поучиться у западного соседа. Правда, я бы на месте Евросоюза пошёл бы ещё дальше: я убрал бы сигаретных пачек всякое упоминание бренда. Все сигаретные пачки должны быть абсолютно одинаковыми, тогда их продажи будут минимальны, а всякая реклама сигарет станет бессмысленной и исчезнет как класс.
Также я строго запретил бы размещение мерзких картинок на сигаретных пачках, я оставил бы там только нейтральные по тону предупреждающие надписи о вреде для здоровья.
Почему я против картинок с больными органами?
Потому что омерзительные картинки, как показывают исследования учёных, только увеличивают у курильщиков желание курить. Курильщики, знаете ли, нервничают, когда видят изображения ужасов. А когда они нервничают, им хочется успокоить нервы сигареткой.
Возможно, въедливый читатель спросит меня на этом месте, почему же тогда российские производители сигарет вкладывают в пачки специальные вкладыши, чтобы курильщик мог самостоятельно закрывать эти картинки. Отвечу: всё дело в конкурентной борьбе. Понятно, что при прочих равных курильщик предпочтёт пачку без расчленёнки на упаковке. Но если выбора у курильщика не будет, если расчленёнка будет на всех пачках, он будет волей-неволей смотреть на неё по 20 раз на дню и курить больше, чем мог бы при иных обстоятельствах.
Чтобы не заканчивать статью на этой неблагозвучной ноте, вот вам хорошие новости из России. Потребление алкоголя в России снижается, пить начали меньше:
http://www.kommersant.ru/doc/2991064
Это очень здорово — так как потребление алкоголя влияет на уровень преступности, производительность труда и ещё на кучу важнейших показателей. Так, например, мы находимся сейчас в лидерах по темпам прироста продолжительности жизни:
http://ruxpert.ru/Демография_России
Сокращение потребления алкоголя позволит России хорошими темпами увеличивать продолжительность жизни и дальше.
|
</> |