Европа уже забыла про российское эмбарго
p_syutkin — 12.09.2016 Вот, ведь, какая неожиданность. Так и хочется спросить, отчего же это российский потребитель пальмовое масло уже третий год ест, да нахваливает? Мы-то думали, сейчас Европу эту к ногтю. И дальше, так сказать, во всемирном масштабе. А оно, видишь, как обернулось. В общем, бесплатно дерьма, похоже, наелись…Продовольственные санкции, введенные российским руководством против собственного населения, подавались как наш грозный ответ коварному Западу. Однако, при ближайшем рассмотрении они оказался обычным пшиком, рассчитанным лишь на то, чтобы сэкономить дефицитную валюту для российского бюджета. За счет нас с вами, естественно.
Большинство же стран, попавших под эти «контрсанкции», экспорт продовольственных товаров не сократили, а компенсировали потери на российском рынке увеличением поставок в другие страны. Именно об этом и говорит доклад, подготовленный Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Обратите внимание – не обителью либералов – вражеской Высшей школой экономики. А самой что ни на есть кошерной и «государственно мыслящей» РАНХиГС. Читаем:
Лишь некоторые государства снизили свой экспорт преимущественно из-за российского эмбарго:
Норвегия (общее сокращение – 11,3%, в том числе 10,1% за счет российского рынка),
Финляндия (соответственно, 24,5% и 20,9%),
Литва (20,7 и 20,6%),
Латвия (21,5 и 11,5%),
Эстония (22,8 и 12,2%),
Польша (4,8% и 4,6).
В России существует устойчивое мнение, что продовольственное эмбарго привело к существенным потерям стран, поддержавшим санкции против России. Есть ограниченное число публикаций, где обосновывается несостоятельность такого вывода. В СМИ и экономической литературе оценка влияния продовольственного эмбарго производится, как правило, на основе данных о сокращении объемов импорта в Россию из этих стран. Однако необходимо давать оценку соответствующего урона с учетом как снижения экспорта в Россию, так и изменения поставок на рынки других стран.
Как видно из данных таблицы приложения, экспорт продовольствия в Россию из попавших под эмбарго стран в 2015 г. по сравнению с 2013 г. резко сократился (на 12,4 млрд долл.). Наибольшее снижение наблюдалось в Норвегии (1134 млн долл.), США (914 млн долл.), странах Евросоюза в целом (9634 млн долл.), в том числе Германии (1162 млн долл.), Литве (1284 млн долл.), Нидерландах (1071 млн долл.), Польше (1027 млн долл.). У подавляющего большинства этих стран за те же годы упал экспорт не только в Россию, но и в остальные страны мира.
Наибольшие потери зафиксированы у стран ЕС – 61,9 млрд долл. (Нидерланды – 14 млрд долл., Франция и Германия – более чем по 10 млрд долл., Бельгия – 8 млрд долл.). На фоне общего падения стоимости экспортной продукции этих стран потери на российском рынке оказались несущественными. Например, экспорт Словакии упал на 28,9%, в том числе потери на российском рынке составили лишь 0,8%. Соответствующие показатели по Франции составили 15,6% и 0,9%.
Вместе с тем для ряда стран основные потери имели место именно на российском рынке. Так, потери Норвегии на мировом рынке составили 11,3%, из которых 10,1% приходилось на российский рынок. Финляндия сократила весь экспорт продовольствия на 24,5%, в том числе на российский рынок на 20,9%, Литва, соответственно, на 20,7и 20,6%, Латвия – 21,5 и 11,5%, Эстония – на 22,8 и 12,2%, Польша – 4,8 и 4,6%. Удельные потери основных инициаторов санкций против России – США, Великобритании, Канады, Германии, Франции от российского продовольственного эмбарго оказались несущественными. Больше всего от него пострадали наши ближайшие соседи, с которыми в течение многих лет существовало тесное сотрудничество в продовольственной сфере.
Надо оговориться, что в последние годы цены на продовольствие на мировом рынке снижались. И для более объективных оценок необходимо дополнительное изучение последствий эмбарго с учетом натуральных показателей экспорта и импорта. По большинству видов продукции экспорт ЕС в 2015 г. в натуральных единицах вырос, то есть страны Евросоюза нашли новые рынки для продукции, ввоз которой в Россию был запрещен. И в стоимостном выражении экспорт продукции из ЕС не снизился, а вырос (в 2013 г. – 455,1 млрд евро, а в 2015 г. – 482,5 млрд евро). Падение стоимости экспорта в долларах произошло за счет снижения курса евро по отношению к доллару (в 2013 г. – 1,33, в 2015 г. – 1,11). В российских и европейских СМИ преобладает мнение, что проблемы на агропродовольственном рынке возникли из-за российского эмбарго, хотя и у них, и у нас основная причина возникших проблем – девальвация национальных валют.
Основными продуктами экспорта ЕС в Россию были мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, овощи и фрукты. Они занимали в 2013 г. в экспорте стран ЕС за пределы союза соответственно, 19,8, 14,2, 23,4 и 32,5%. С учетом внутрисоюзного экспорта доля России была значительно меньше (соответственно, 3,7, 3,4, 3,7 и 5,1%). Как отреагировали рынки ЕС в целом на российское эмбарго видно по данным табл. 1.
Сокращение экспорта в Россию было перекрыто ростом экспорта в другие страны. В стоимостной оценке потери в России не были компенсированы дополнительной выручкой в других странах, несмотря на рост объемов только по молоку, так как в Россию завозились более дорогостоящие виды продукции (сыры и т. д.). Такова картина в целом по ЕС. По отдельным странам она существенно отличается от средней по Евросоюзу. По мясной продукции практически все основные поставщики, потерявшие российский рынок, нашли другие рынки, и не только компенсировали потери, но даже увеличили экспорт (табл. 2). Например, Польша сократила экспорт мясной продукции в Россию на 77 тыс. т, но увеличила в другие страны на 373 тыс. т. Исключением является лишь Франция, которая не смогла компенсировать сокращение поставок в Россию продажами на других рынках. Выручка от экспорта мяса существенно сократилась также в Германии, Дании, Бельгии.
По молочным продуктам картина несколько иная. Из-за эмбарго прекратились поставки в Россию дорогостоящей продукции. Не всегда появлялась возможность поставить ее в другие страны. Произошло изменение структуры экспорта, и хотя объемы продаж возросли, выручка сократилась практически у всех поставщиков (табл. 3).
На овощном рынке финансовые потери понесла Литва, хотя ей удалось компенсировать снижение поставок в Россию (в натуральном выражении) за счет увеличения экспорта в другие страны (табл. 5).
По фруктам единственной страной, которая пострадала от российского эмбарго, была Польша. Сокращение поставок в Россию на 782 тыс. т было лишь частично компенсировано увеличением экспорта в другие страны (433 тыс. т).
Случаи, когда сокращение импорта в Россию привело к реальному падению объемов и стоимости экспорта из санкционных стран, единичны, а по масштабам нанесенного экономического ущерба незначительны. Таким образом, российское эмбарго на поставки основных видов продовольствия не нанесло существенного урона поставщикам из этих государств.
|
</> |