ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЦЕРКВИ ПРИ АПОСТАСИИ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЯ

топ 100 блогов lukovtsevin31.03.2023 Можно констатировать, что в настоящее время, спустя год после начала СВО, РПЦ в лице своих иерархов полностью и безоговорочно поддерживает позицию военно-политического руководства РФ в отношении Украины. Епископы и священники либо молчат, либо одобряют военные действия, почти во всех храмах читается молитва за победу Святой Руси. Голоса несогласных клириков жёстко пресекаются. В церкви фактически существует запрет на антивоенные проповеди. И хотя значительная часть прихожан разделяет эту позицию со своими пастырями, есть и другие православные, в числе которых и автор статьи, для которых СВО является неправедной греховной бранью, которую Россия ведёт против народа Украины.
Люди из этой антивоенной среды всё чаще могут задаваться вопросом, как же им причащаться в РПЦ. Ведь получается, что все священники повинны в той или иной степени в грехе убийства, за который по всем писаным и неписаным канонам дьякона, священника и епископа надо как минимум запрещать в служении. Однако процедура такого грандиозного всеправославного суда весьма долгая и громоздкая, и пока этого суда не произошло, каждый верующий, для которого виновность клира РПЦ очевидна, вынужден действовать здесь и сейчас, опираясь исключительно на собственную совесть. И здесь у человека может появиться естественный страх: если я уйду из церкви, с кем же я останусь? Не стану ли я еретиком, отщепенцем, разделителем тела Христа и.т.п.?
В своей статье я попытаюсь изложить варианты действий, при которых православный пацифист может продолжать жить в России и оставаться в лоне православной церкви, не будучи при этом связан обязательствами молиться и причащаться вместе с закоснелыми и явными нарушителями закона Христова.
Сразу напрашивается очевидный путь – просто перейти в православную церковь другой юрисдикции на территории РФ. Однако таких православных церквей в нашей стране мало, и находятся они только в крупных городах. Некоторые из них закрывают, как, например, Александрийское подворье в Москве. Но главное, что духовенство этих церквей, насколько мне известно, публично не осуждает СВО. Поэтому и в эти церкви на территории нашей страны ходить не имеет смысла.
Более реалистичный вариант – выбирать священников и епископов непосредственно самими верующими, объединёнными в общины – выбирать прежде всего для того, чтобы они, в соответствии с традицией и современной практикой, учили вере, ведали церковным судом, а также для предстоятельства в совершении таинств. Это будет во многом означать возврат к практике первых веков существования церкви. Единственным серьёзным возражением может стать невозможность утверждения этого выбора со стороны канонического епископа, т. е. невозможность хиротонии, таинства священства в полном объёме. О необходимости этой части таинства говорят ранние памятники канонического права, например, «Апостольские постановления», которые, в свою очередь, имеют основание в новозаветных текстах (1 Тим 4/14, 2 Тим 1/6). На это возражение, однако, можно привести следующее соображение. Хиротония – это обряд, определённая ритуальная практика возложения рук на посвящаемого в церковный сан. Однако не стоит забывать, что вера и нравственность также необходимы для участников таинства, в том числе и таинства священства. Мы знаем из посланий того же апостола Павла о высоких нравственных требованиях к епископу и священнику. Как же быть, если епископ вопиющим образом нарушает не только высокие требования евангелия, а даже ветхозаветные заповеди, подпадая под действие уголовного кодекса собственной страны, становясь соучастником, а порой и подстрекателем массовых убийств? Как может такой епископ причащать и возлагать руки на кандидатов в пастыри? Очевидно, что при изменившихся обстоятельствах и внешняя сторона таинства священства может поменяться, т.е. можно обойтись без епископской хиротонии при выборе новых священников и даже самих епископов. Сама община может совершать хиротонию, т. е. окончательное утверждение своего выбора. Впоследствии, когда другие поместные православные церкви признают эти хиротонии действительными, можно будет восстановить уже и формально цепь апостольского преемства. Главное помнить, что все верные члены церкви являются носителями Христовой истины и Святого Духа, составляя одно тело Христа. Апостол Пётр недвусмысленно об этом пишет, обращаясь к христианским общинам малоазийских городов: «Вы вкусили, что благ Господь. Приступая к нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петра 2/3-5) «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Петра 2/9). Таким образом, в случае крайней необходимости, община может сама не только избирать, но и утверждать своих пастырей взамен отступивших от Христа, и эти пастыри буду совершать остальные таинства, в том числе и Евхаристию, вместе с остальными членами общины. Обряды не должны главенствовать над внутренней сутью веры, мы не должны превращаться в фарисеев и законников, об этом постоянно напоминает нам и евангелие и послания апостолов, так что при необходимости эти обряды можно и нужно изменять.
Может, однако, возникнуть ситуация, при которой избирать священника или епископа внутри самой общины будет невозможно в силу разных обстоятельств. Например, отсутствие желающих взять на себя такую ответственность. Напомню, что священник не только совершает таинства с церковным народом, но ещё и учит, назидает, судит (2 Тим. 4/2). Эти обязанности далеко не каждый может выполнить в силу нехватки образования, здоровья, свободного времени или каких-либо других причин. Кроме того, в общине могут просто отсутствовать мужчины. Как же быть в такой ситуации? Неужели придётся пренебречь таинством Евхаристии, таинством единения со Христом, которое считается главным в жизни любого христианина?
Думается, что и в этом случае следует развивать тезис о простых, не облечённых священным саном верующих, как основе церковной общины. Вспомним приведённые слова апостола Петра: в нас живет Дух Святой, мы царственное священство, призванное приносить Богу духовные жертвы. Неужели Господь не примет эти жертвы от нас, в том числе литургическое приношение хлеба и вина, только в силу отсутствия церковной иерархии по независящим от нас обстоятельствам? Думаю, что примет. Кроме того, обратим внимание на исторические детали, связанные с совершением Евхаристии. В евангелии и посланиях мы нигде не найдём требований к священникам или апостолам совершать Евхаристию во главе общины. Есть требование Христа к апостолам совершать таинство Крещения, есть свидетельство апостола Иакова о Помазании со стороны священника, есть свидетельства апостола Павла о том, что Тимофей рукоположен им самим, но про Евхаристию ничего такого не говорится. В 20-й главе Деяний есть рассказ о том, что Павел преломил хлеб, беседуя с учениками, однако из этого не следует, что другие при этом не преломляли хлебов для себя. А в послании к Римлянам (16/3) Павел приветствует супружескую пару Акиллу и Прискиллу и их домашнюю церковь. Возможно, здесь есть указание на тот факт, что они сами служили и причащались. Вспомним, как в 5 главе послания к Эфесянам апостол Павел высоко ставил семью, считая союз мужа и жены образом союза Христа и церкви. Именно на основании этих рассуждений апостола в нашей традиции за семьёй утвердилось понятие малая церковь. Но если это так, то почему тогда малая церковь не может в критических обстоятельствах священнодействовать?
В «Дидахе», одном из самых ранних христианских памятников после посланий апостолов, также содержится описание Евхаристии первых христиан. И там тоже ничего не говорится о каком-либо предстоящем, без которого нельзя совершать таинство. В тексте приводятся две благодарственных евхаристических молитвы, которые должны читать все члены общины, а пророкам предлагается молиться так, как они сами захотят. Конечно, есть и другие ранние свидетельства, например Игнатия Богоносца, о важной роли священника и епископа при совершении Евхаристии, не говоря уже о том, что позже в церкви утвердилась практика совершения Литургии только при обязательном участии священника и одобрении епископа в виде освящённого им антиминса. С этим никто не спорит. Однако отметим, что, возможно, в первые века могла существовать и более либеральная практика, при которой евхаристия могла совершаться и без участия священников. Вспомним, наконец, что при определённых обстоятельствах в православной церкви можно совершать таинство Крещения и Покаяния мирянину. Так почему же ему отказано в праве совершать евхаристию?
В любом случае, здесь мы опять сталкиваемся с противоречием между требованием внешнего обряда и внутренним содержанием, и приоритет снова должен быть отдан духу, а не букве. И значит, если община не может по каким-либо причинам избрать из своих рядов пастыря, следует продолжать совершать Евхаристию несмотря ни на какие трудности, обходясь без какой-либо иерархии. Причём опять-таки, в зависимости от обстоятельств, в качестве общины может выступить и простая благочестивая семья. Наша вера не должна закоснеть в традициях, в преданиях отцов и письменных канонах, какими бы они ни были древними. Если их соблюдение противоречит духовной жизни, значит, надо творить новые традиции и каноны. Иначе мы станем солью, потерявшей силу, и останется нас только выбросить вон на попрание людям, по словам Христа.
Наверное, распространение подобного рода новых для нашего времени практик избрания пастырей и причащения может повлечь обвинение в протестантстве, однако кого только у нас не обвиняли в этом пресловутом протестантстве? Даже ревнителей старины старообрядцев записывали в протестанты. Да и что в этих обвинениях такого страшного, если разобраться? Судя по всему, в нашей православной церкви давно назрела необходимость в целом ряде реформ (причём не только обрядовых), которые в чём-то могут пересекаться с преобразованиями Лютера или Кальвина, однако ничего еретического я в этом не вижу, что и постарался показать в своей статье. Церковь – живой организм, как часто любят повторять не только либералы, но и консерваторы. На фоне судьбоносных событий последнего времени рискну утверждать, что пришла пора её оживить.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Полиция задержала уроженца Армении Генриха Ерицяна сорвавшего российский флаг с флагштока перед спортивным комплексом «Академия Льда» в Москве. Так понимаю, гражданин Ерицян недоволен поведением России в Карабахском конфликте и решил развязать свою личную войну в сытной и ...
plot (польс.) - забор, изгородь plot (англ.) - сюжет * В большом обзоре свидетельств о гизских пирамидах мы выяснили, что до начала XIX века ни один свидетель, путешественник, ученый, картограф, египтолог, даже и месяцами живя в Каире, не показал Великих пирамид в том количестве и ...
Современное международное право – одно из важнейших мировых ценностей, но такой ценностью, именно мировой, значимой для всех государств, оно было не всегда. Столетиями международное право представляло собой инструмент подавления небольшой кучкой государств всего остального мира, с ...
Вчера несколько раз пыталась воспроизвести по памяти т.н. "заявление" Грызлова, ...
Или жара крепчаетВ Москве поставлен очередной температурный рекорд: в 13:00 26 июля базовая метеостанция на ВВЦ зафиксировала температуру воздуха на отметке 33,8 градуса. Это на 0,3 градуса выше, чем было 26 июля 1936 года, когда был поставлен предыдущий ...