EUGEN ZOTOV, СЫН ГРИГОРИЯ МЯСОЕДОВА
nikonova_alina — 21.05.2024Часть 5.
Революцию Иван Мясоедов не принял. В конце 1917 года он и его семья навсегда покинули Павленки. Судя по тому, что он даже не попытался уничтожить следы своих криминальных экспериментов, вероятнее всего, ему пришлось бежать, спасаясь от большевиков.
Неизвестно, как и где он устроил жену и дочь, но сам Иван отправился в Крым и примкнул к армии Деникина. Военного опыта Мясоедов не имел, поэтому формально он считался кем-то вроде то ли специального «художественного» корреспондента, то ли атташе по культурным вопросам при штабе командующего белым движением на Юге России. На самом деле он снабжал армию Деникина прекрасно выполненными английскими фунтами, и потому его считали весьма ценным специалистом.
В 1919 году в Крыму его вроде бы арестовали чекисты. Сам Иван Григорьевич позднее рассказывал, что его даже собирались расстрелять, и даже поставили к стенке и дали по нему ружейный залп. Но почему-то выстрелы прошли поверх головы, а добивать его не стали и отправили в тюрьму, о куда он благополучно сбежал в ту же ночь, выломав решетки.
После этого Мясоедов разыскал жену и дочь, видимо, некоторое время скитался по Югу, а потом уже в 1921 году через Севастополь на немецком корабле «Вигберт» перебрался с семьей в Константинополь, оттуда в Триест, затем в Баварию и, наконец, обосновался в Берлине.
Честно говоря, я не могу понять, почему он решил остаться именно в Германии, разоренной после поражения в первой мировой войне. Русские эмигранты из числа творческой элиты в основном все же стремились в веселый Париж, центр европейской культурной жизни, дающий гораздо больше различных возможностей. С другой стороны, любимой страной Мясоедова была Италия, тем более, что его жена, видимо, сохранила соответствующее подданство, и имела там родственников и друзей, которые могли бы помочь в первое время. И, наконец, людей авантюрного плана, к коим, без сомнения, относился и Иван, более привлекали заокеанские перспективы Соединенных Штатов или Южной Америки, тем более, что в то время, например, в Аргентине или Бразилии активно формировались русские общины из числа эмигрантов.
Но в Берлине семья Мясоедовых устроилась на удивление неплохо. Иван вернулся к живописи и даже понемногу пробовал себя в кино, снимался в эпизодах и рисовал рекламные плакаты. Однако знакомые семьи время от времени невольно задавались вопросом, откуда же у Мясоедовых столько денег, что они живут вроде бы скромно, но ни в чем себе не отказывают. Неужели работа в рекламе или зарисовки зверей в Берлинском зоопарк или редкие заказы на портреты могут приносить такие доходы?
Ответ на этот вопрос был получен всего через пару лет после того, как Мясоедовы поселились в Берлине, когда в 1923 году супругов арестовали за производство и распространение фальшивых денег. Оказалось, что Иван наладил почти промышленное производство английских фунтов и американских долларов (со слабыми немецкими марками он даже не заморачивался), а Мальвина их сбывала. На суде Иван взял всю вину на себя, и его жену оправдали и освободили из-под стражи, а сам он отправился на три года в берлинскую тюрьму Моабит.
Пока жена преданно ждала его освобождения (и не бедствовала, между прочим), Иван неплохо проводил время в тюрьме, расписывая тамошнюю церковь. Закончив фрески в тюремном храме и выйдя на свободу с чистой совестью (по УДО за безупречное поведение), Мясоедов некоторое время вел жизнь безупречного обывателя. Он взялся писать заказные портреты, снова делал афиши для кино и снимался в фильмах русских режиссеров-эмигрантов.
Ему заказывали свои портреты не только русские дворяне-эмигранты, но и немецкие предприниматели и коммерсанты, актёры и оперные певцы. Видимо, живя в Берлине Иван не избежал эмигрантской болезни - ностальгии, поскольку в 1920-30-е годы он создал целый цикл картин посвященных своим Павленкам и прелестям народной деревенской жизни на Украине. Четыре его работы даже были изданы на открытках берлинского издательства «Ольга Дьякова и К°»: «Русская пляска», «Ноктюрн», «В праздничном уборе», «Арабская танцовщица».
С кино тоже все складывалось вполне неплохо. Например, в 1929 году Мясоедов снялся в роли боярина в фильме В. Стрижевского «Игры императрицы» (Der Adjutant des Zaren), для чего даже отрастил окладистую бороду. Роль Мясоедову однозначно удалась, его боярин выглядел величественным и грандиозным. А еще Мясоедов нарисовал рекламный плакат для фильма «Торговец Хорн» (студия «Metro-Goldwyn-Mayer»), который он создал, используя зарисовки животных, выполненные в Берлинском зоопарке.
У немецких властей не было к нему претензий, пока в 1933 году Иван Григорьевич снова не попался с фальшивыми долларами.
Продолжение следует…