EUGEN ZOTOV, СЫН ГРИГОРИЯ МЯСОЕДОВА
nikonova-alina — 16.05.2024Часть 2.
В середине 1880-х годов Григорий Мясоедов почти постоянно жил на Украине, в Харькове и в Полтаве. В Полтаве в 1884 году он открыл частную художественную школу. Именно туда художник и отправил учиться своего сына. Трудно сказать, хотел ли сам Ваня учиться рисовать, или это была исключительно воля его жестокого родителя, Однако талант живописца у Мясоедова-младшего безусловно был.
В 15 лет он уехал учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Это был 1896 год. А в 1898 году от чахотки умерла его мать, и надо полагать, что ее супруг, законный или гражданский, немало поспособствовал ее кончине. Биографы пишут, что Иван Мясоедов только в 17 лет узнал, кто его настоящие родители, и, судя по всему, это случилось уже после смерти его матери. Очевидно, что этой лжи он отцу так и не простил.
Скорее всего, именно с этого момента ведет отсчет не просто их взаимное отчуждение, но сознательное решение юного Ивана Мясоедова делать все так, чтобы ничем не походить на своего отца. Григорий Мясоедов был художником-жанристом и портретистом, к тому же до конца своих дней он оставался верен принципам критического реализма и уставу Товариществ передвижников. Иван предпочел мифологический жанр. Ему вообще нравились истории про богов и героев, про войны и подвиги, и картины его как правило отличались эпическим размахом.
Мясоедов-старший был страстным меломаном, он обожал Баха и Шопена и сам играл на альте в квартете музкантов-любителей, тоже художников. А Мясоедов-младший с детства обожал цирк. Григорий играл в шахматы, а Иван предпочитал упражнять тело. Уже в ранней юности он мог жонглировать гирями или завязывать на манер кушака стальные прутья, чем и развлекал товарищей по учебе, опоясывая таким образом сторожей Академии художеств.
Кроме того Иван безумно увлекался античностью, но не только с точки зрения истории искусства. Он серьезно изучал греческий и итальянский языки, читал в подлиннике «Илиаду» и «Одиссею», где его более всего привлекал античный культ здорового и красивого тела. В итоге его тренировки приобрели более конкретное направление, и художник не просто качал мускулы, а формировал красивое атлетичное тело, подобное телам античных богов и героев.
В 1901 году Иван с блеском окончил московское Училище. Он был неизменным участником всех ученических выставок, его работы постоянно получали различные премии и высокие оценки наставников, так что в 1907 году безо всяких дополнительных занятий и экзаменов, Иван Мясоедов поступил в Академию художеств. Он занимался в батальном классе, а также посещал занятия по гравюре, которые вел в своей мастерской профессор Василий Матэ (что оказалось весьма немаловажным для его дальнейшей биографии).
Его выпускная работа «Поход минойцев (Аргонавты, отплывающие от берегов Греции за золотым руном в Колхиду)» вызвала полный восторг у всей комиссии, и Иван получил золотую медаль и оплаченную стажировку за границей.
Учебу в Академии Иван Мясоедов совмещал с занятиями в Санкт-Петербургском атлетическом обществе графа Георгия Рибопьера. Он выступал в соревнованиях по силовым видам спорта, а в 1909 году даже занял второе место в средней весовой категории на Всероссийском чемпионате по тяжелой атлетике. Также иногда давал представления на арене цирка, представляя себя в образе античного героя. Сначала он появлялся в тунике древнегреческого воина или в тоге римского императора, но потом понял, что наиболее привлекательный образ – это абсолютная нагота. Иван Мясоедов часто позировал обнаженным для фотооткрыток, а потом вообще открыл собственную фотостудию, где специализировался на фотографиях в жанре «ню».
В 1911 году Иван Мясоедов даже написал «Манифест о наготе», который был опубликован в сборнике Николая Евреинова «Нагота на сцене». Текст сопровождался многочисленными фотографиями, представлявшими его автора в соответствующем виде, и публика сочла публикацию чуть ли не порнографией.
Впрочем, Иван остался абсолютно доволен собой, в очередной раз оказавшись в центре скандала.
Продолжение следует…