АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. РАЗДОЛЬЕ. 1944 Часть 1.


Часть 1.
1944 год. На фронте еще идут тяжелые бои, но советская армия постепенно освобождает украинские города, а затем и Белоруссию от фашистов, двигаясь к границам Советского Союза. Ощущение приближающейся победы постепенно становится доминирующим среди советских людей, это придает всем оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Не остаются в стороне от этого настроения и советские художники.


В том же 1944 году Юрий Пименов, например, пишет «Фронтовую дорогу», композиционно повторяя и, в какой-то мере, тематически продолжая свою знаковую «Новую Москву» 1937 года, где зритель как бы движется вместе с девушкой-водителем и ее пассажиром-командиром вслед за наступающей армией, проезжая мимо разбитой немецкой техники через разоренный русский город.

А Александр Дейнека, который в 1943 году создал картину «Сбитый ас», которая считается его эмоциональным откликом на победу в Сталинградской битве, провозглашающим акт свершившегося возмездия, поражение зла и веру в окончательную победу, через год совершенно неожиданно достал из дальнего угла своей мастерской начатую когда-то, еще в счастливые довоенные годы картину, на которой группа крепких симпатичных девушек беззаботно бежала вдоль берега реки.

Есть версия, что возобновить работу над картиной с совершенно иным настроем, более жизнерадостным и жизнеутверждающим, художника подвигла передовица из газеты «Литература и искусство» от 19 февраля 1944 года, поставившей перед художником «благородную задачу… быть певцом силы и непобедимости нашего правительства, выражать устремления и мысли советского народа, отразить решающую победу над варварством».
Мы может в какой-то мере предположить, что, как и для более ранних работ Дейнеки, источниками вдохновения для «Раздолья» послужили (по мнению разных исследователей его творчества):

- скульптура античной Греции и Рима, поскольку его «девушки сродни античным богиням — стройные, длинноногие, быстрые, как мечта»;

- предреволюционные работы в жанре так называемых «красных баб» Филиппа Малявина, Абрама Архипова и Кузьмы Петрова-Водкина, откуда Дейнека заимствовал «здоровую, фертильную телесность, в противовес болезненной хрупкости декаденток эпохи модерна», но при этом трансформировал «бабу-крестьянку в рабочую-физкультурницу»;

- живопись русских пейзажистов 19-20 вв., в чьих работах художник вдохновился «обобщённым образ Родины, в котором эпическая тема родной природы сливается с лирической темой юности».

Некоторое представление о первоначальном замысле художника дает рисунок, хранящийся в Курской художественной галерее, который некоторые исследователи считают наброском к «Раздолью». Это двухсторонний рисунок с изображением бегущих девушек, датированный 1944 годом, где в центре находятся три женские фигуры атлетического сложения, позы которых напоминают позу центральной героиньи «Раздолья», а остальные фигуры, не вошедшие в картину, могут действительно свидетельствовать о творческих поисках художника.
Продолжение следует…