Этот пагубный... оптимизм



На пути к банкротству компания может получать прибыль, а студенты могут успешно сдать экзамены без всякого понимания, как распоряжаться этими знаниями в жизни.
Весной 2017 года Венкатараман посетила Японию после знаменитого и ужасного землетрясения и цунами, вызвавшего ядерную катастрофу. Она изучала и анализировала предыдущие землетрясения, сопровождавшиеся цунами, и обратила внимание на одну конкретную вещь. Японские острова, как известно, сейсмоопасны и потому покрыты сетью памятных знаков, посвящённых жертвам "сейсмических гроз" и наводнений. Едва-то не в каждой деревне есть такой. Но были населённые пункты, где эти памятные знаки украшались конкретной инструкцией:
Не стройте дома ниже этой отметки!
В случае чего бегите на эту гору, мы стояли здесь и спаслись в восемьсот легендарном году!
Лапидарная конкретность предков спасала жизни потомков.И вот Венкатараман задумалась, а может ли наш наивный оптимизм, наш неистребимый шаляй-валяй расти из того, что нас (для неё, дочери эмигрантского семейства мы -- это и индийцы, и американцы) банально не учат думать наперёд? Её книга -- это попытка создать инструкцию, хорошо информировать оптимисток, чтобы они и надеяться на лучшее не перестали, и планы свои корректировали с учётом будущего. Этакий мануал по борьбе с безрассудством. Или, скорее, по формированию альтернативы безрассудству.
Деревья, живущие столетиями, не тратят впустую свою энергию на цветение -- они сосредотачиваются на стойкости.
Был эксперимент: людям, собиравшимся взять крупный кредит, показывали сгенерированные на компьютере их собственные лица на тридцать-сорок лет старше, в пожилом возрасте и даже в дряхлости. Те, кто видели себя старухой или стариком, принимали более взвешенные финансовые решения. Эх, однова живём! -- все, наверное, слыхали эту залихватскую поговорку и сталкивались с триадой "авось, небось и как-нибудь". В умеренных дозах авось с небосем даже помогают, но постоянное применение делает их опасными. Нет, Венкатараман не предлагает превратиться в премудрых пискарей, и тем не менее считает гонку поглощения ресурсов губительной. Всех денег, как показала практика, действительно не заработаешь, а при попытке это всё-таки сделать, возможны опасные крушения.
Все надеются избежать катастрофы. Но иногда нам просто не везёт.
У этого труда есть один серьёзный недостаток, многовато экономики в ущерб психологии. Писательница так часто повторяет мантру "решения, о которых приходится пожалеть", что забывает аксиомы экзистенциальной психологии. О любом выборе приходится жалеть. Ведь каждый выбор -- это ограничение спектра возможностей.... Прописные истины соседствуют у Бины Венкатараман с неожиданными прозрениями. Иногда она с забавной дотошностью исследует, например, неизбежные в стране со слабой экономикой очереди, искусство стояния в которых развито до совершенства, например, у кубинцев. Иногда её идеи звучат по меньшей мере неожиданно. Чего стоит, например, предложение относиться к ядерным отходам, как к коллективным реликвиям, которые нам выпало хранить для потомков. Но главное, что мне откликается -- это непременное обращение к тем самым потомкам и их перспективам, ради которых мы, люди сегодняшнего дня, прямо-таки обязаны не бегать за первой попавшейся выгодой. А если бегать, то хотя бы подумавши.
|
</> |