Этот день победы...
vikond65 — 30.08.202230 августа турки ежегодно отмечают один из своих главных государственных праздников - День Победы. В этот день ровно 100 лет назад турецкая армия под командованием Мустафы Кемаля одержала победу в решающей битве при Думлупынаре - последнем сражении греко-турецкой войны 1919-22 годов, которую турки называют войной за независимость. За ним последовало безостановочное бегство с турецкой территории греческих войск, а заодно и сотен тысяч мирных греков и армян, чьи предки жили там еще с античных времен.
Поскольку мой блог в первую очередь - авиационный, внизу я дал подборку иллюстраций, посвященную боевому применению ВВС в Думлупынарской (ну и название, язык сломаешь) баталии. Возможно, какие-то из самолетов, изображенных на фотографиях, непосредственно в ней не участвовали, но, во всяком случае, все они воевали на греко-турецком фронте.
К сказанному можно добавить, что за три с половиной года войны были отмечены всего две победы в воздушных боях, подтвержденные обеими сторонами. Одну из них одержал 25 июля 1922 года греческий летчик Кристофорос Петрополеас, воевавший на французском истребителе "Спад S.VII" и сбивший турецкий двухместный легкий бомбардировщик "Бреге XIV В2". Самолет упал на греческой территории, экипаж в составе пилота Ахмеда Баяма и стрелка Керама Бея погиб и был похоронен греками с воинскими почестями.
Второй победы добился 26 августа того же года турецкий капитан Фазиль Бей, который пилотировал трофейный истребитель "Спад S.XIII" (Улучшенная версия "Спада S.VII" с более мощным воооружением). Интересно, что его жертвой также стал "Бреге XIV В2", только не с турецкими, а с греческими опознавательными знаками. Подбитый аэроплан совершил аварийную посадку на турецкой стороне линии фронта и был захвачен, а информацию о судьбе экипажа мне найти не удалось.
Греки претендовали еще на два турецких самолета, якобы сбитых в 1920 и в 1921 годах, но турки этого не подтверждают.
Турецкие летчики возле истребителя "Альбатрос" D.V. Такие машины Турция получала из Германии во время Первой мировой войны.
Еще одно немецкое наследие Первой Мировой - двухместный разведчик "Авиатик B.I". На заднем плане виден трофейный английский легкий бомбардировщик "Де Хэвилленд" D.H.9 с турецкими опознавательными знаками.
Еще два трофейных турецких "Де Хэвилленда".
Турки позируют возле бывшего греческого легкого бомбардировщика французского производства "Бреге XIV В2". В ходе войны им достались две такие машины, одну из которых впоследствии сбил Петрополеас.
Второй трофейный "Бреге" с ручным пулеметом "Льюис" на турели в задней кабине.
"Де Хэвилленд" ВВС Греции. Черная змея на борту фюзеляжа - эмблема авиачасти. Греки, не имевшие собственной авиапромышленности, воевали с турками на самолетах, полученных в Первую Мировую войну из Англии и Франции.
Греческий экипаж в кабине камуфлированного "Де-Хэвилленда" с нарисованным на борту государственным флагом, но без турельного пулемета.
Раскрашенный черно-белый снимок греческого "Де Хэвилленда" на фоне ангара.
Еще одно колоризованное постановочное фото. Служащие греческой аэродромной команды делают вид, что тянут и толкают куда-то "Бреге-XIV" со снятым капотом.
Загрузка в кабину греческого "Бреге" мелких осколочных бомб, которые сбрасывались летнабом вручную. На борту можно различить изображение пчелы.
Аварийная посадка греческого связного биплана "Авро-504К".
Самолеты турецких ВВС - участники греко-турецкой войны 1919-22 годов:
Французский истребитель SPAD S.XIII, захваченный турками в ходе Первой мировой войны.
Германский двухместный разведчик "Авиатик" В.I.
Английский учебно-связной "Авро-504К", захваченный у греков.
Германский разведчик и легкий бомбардировщик DFW C.V.
Истребители ВВС Греции - участники войны против Турции:
Вверху - французский "Спад S.VII".
В центре - итальянский Ансальдо "Баллила".
В 1920 году Турция тайно закупила в Италии 10 таких машин, но об этой сделке узнала греческая агентура, выяснившая также дату отплытия и маршрут транспорта с самолетами. В Средиземном море пароход был перехвачен греческим эсминцем и под угрозой расстрела отконвоирован в Грецию. В результате самолеты пополнили не турецкие, а греческие воздушные силы. Это была, пожалуй, самая успешная операция греков, связанная с авиацией, за всю войну.
Внизу - английский Сопвич "Кэмел".
|
</> |