Это Майкл :)
divov — 09.10.2010 Не прошло и двух лет с момента выхода книги, как я прочел роман Михаила Тырина aka maikl_never «Контрабандист». Давно мне хотелось сказать пару слов об этом авторе и его текстах."- А вот я... - вступил прапорщик Воровский. Причер и Кронштейн словно по команде оба к нему повернулись - от неожиданности.
- А я тут на днях видел бабу с во-от такими сиськами!
И победно оглядел собеседников.
Кронштейн помотал головой, будто отгоняя назойливую галлюцинацию.
- Никак не привыкну. Каждый раз он меня подлавливает."
*****
"- Майкл - военный писатель, - непонятно объяснил Кронштейн. – Был раньше полицейский, но там за это мало платили."
Олег Дивов, «Саботажник», 1998
ЭТО МАЙКЛ
В 1998 году Михаил Тырин, офицер милиции, сотрудник пресс-центра УВД города Калуги, крепко ошарашил публику повестью «Истукан». Ее главный герой, провинциальный русский купец, снаряжал ракету к планидам с целью поторговать на межпланетном рынке – а чего, англичане вон летают, чем мы хуже. Одним из персонажей третьего плана (вполне анекдотическим, как и все прочие) оказался «инженер Циолковский». Богобоязненная редакция журнала «Если» от греха подальше перекрестила Циолковского в Меринова.
Повесть была отменно смешна по тем временам, весьма неглупа, грамотно выстроена и неплохо застилизована – сказывалось, конечно, филологическое образование милиционера, но и без явных способностей к «написанию букв руками» не обошлось.
Тырин на тот момент уже получил премию «Аэлита-Старт» за дебютный роман «Тень покровителя», обыгравший с небольшим перевесом дебютный роман Дивова «Мастер собак» (и слава богу, а то бы я впоследствии со стыда помер, хотя стребовать с Майкла стакан взамен упущенного приза не постеснялся).
«Я даже пальцем не пошевелил, чтобы напечататься... Было много друзей-журналистов, я давал им почитать свои опыты, и через них рассказы оказались опубликованными в местных газетах. То же и с повестями. Просто повезло на хороших людей. Они посмотрели начальные наброски и убедили, что фантастикой надо заняться серьезно. Потом готовый текст безо всякого моего участия передали в издательство, там вынесли вердикт...»
Следующие его романы «Фантомная боль» и «Дети ржавчины» показались лично мне то ли поиском своего места в фантастике, то ли закреплением пройденного, но главное, по качеству текста это были работы уже сложившегося умелого беллетриста.
«Когда я сдал вторую книгу в издательство, я не знал, что мне дальше делать, как дальше жить. Я был уверен, что больше не смогу написать ни строчки. Вообще кризисы регулярно случаются, идут полосами. Я к этому потихоньку привыкаю, уже не придаю им такого фатального значения, как раньше.»
Дальше наступил долгожданный перелом. Повесть Тырина «Пустоземские камни», вошедшая в сборник «Истукан» (2001), прошла почти незамеченной, и очень жаль. Судя по ней, на калужской земле подрастал свой фантастический Шукшин пополам с Пьецухом, молодой пока и неопытный, но вот авторская интонация, иронично-сочувственный взгляд на русскую провинцию, интерес к «чудикам»… Не с кем больше было сравнить.
Этот фирменный стиль и направление взгляда раскрылись полностью в двух следующих романах – «Тварь непобедимая» и «Синдикат ‘Громовержец’», действие которых разворачивалось в атмосфере депрессивных провинциальных городов. Атмосфера была передана настолько талантливо, что попросту (имхо) задавила все остальное.
Свою роль сыграло и тяготение Тырина к диккенсовским «справедливым концовкам». Бравурного хэппи-энда от Майкла не дождешься. Все будет именно что справедливо. Кто не заслужил света, заслужит покой. В целом книги проиводили впечатление сильное, но весьма сумрачное.
И было совершенно непонятно, в какую сторону думает Тырин выбираться из этого тупика.
В 2003 году появился роман «Желтая линия».
«Я хочу научиться создавать живых людей… Бывает, когда сюжет задумывается, он кажется таким увлекательным, таким замечательным. Потом, когда начинаешь писать, вдруг к нему привыкаешь, и он уже становится каким-то надоевшим. Выручает, если герой живой, если он может выйти из-под контроля, дать толчок к самостоятельному развитию событий.»
Я уже говорил, что фэндом обошелся с этим романом несправедливо и трусовато – его загнали в зону умолчания. Но людей тоже можно понять. Гордо называя себя «профессиональными читателями», фэны, по большей части (!), остаются всего лишь обывателями, и оценили «Желтую линию» соответственно – как книгу весьма дискомфортную, а значит, плохую.
Очень похоже, кстати, реагировала публика на реально страшные и лучшие вещи еще одного автора, не склонного гладить читателя по шерстке, Евгения Прошкина – «Зима 0001» и «Загон». Их постарались не заметить.
Сконструирована «Желтая линия» была весьма лихо. Это и милитаристская спейсопера, и роман взросления, и бескомпромиссный либерпанк. Главный герой, наш соотечественник и современник, полный лузер, провинциальный клерк и поэт-графоман - получал шанс круто изменить свою жизнь, завербовавшись на работу то ли в будущее, то ли в параллельный мир. Он сделал этот выбор и… И ничего хорошего не получилось.
«Война — это не противоборство народов, идей и так далее. На самом деле война — стихийное бедствие. Как наводнение или ураган. Тяжело было не только потому, что в Чечне стреляли, что лично мне угрожала какая-то опасность. Тяжело было смотреть, как все это обрушилось на простых людей.»
К слову, с героем автор сам себе вырыл яму, из которой довольно ловко выпрыгнул. Беня (Вениамин, кажется) действительно плохой поэт – это видно по первому же его стихотворению. По идее, реагируя на происходящее как творческая личность, он должен был всю дорогу писать плохие стихи. Сами понимаете, что за отклик вызвала бы у читателя эта сентиментальная графомания: как такому идиоту сопереживать? Но по ходу действия с Бени облетает шелуха, и вместе с шелухой улетучивается «поэтическое» восприятие мира. Собственно, он никогда поэтом и не был, только хотел зваться так, поэтому в его метаморфозу веришь. Бене вообще предстояло очень здорово раскрыться. И дерьма наесться полной ложкой в дивном новом мире, где порядок и покой, где никто не останется без куска хлеба и персонального койко-места…
После «Желтой линии» Тырин молчал два года. В 2005-м появился роман «Отраженная угроза» - крепкая профессиональная приключенческая фантастика. Как во всех книгах Тырина, в оболочку боевика была зашита неплохая философская подкладка, и как обычно, мало кого это интересовало.
«Про Чечню у меня нигде не сказано, но она — в каждой моей строчке.»
Между «Отраженной угрозой» и «Контрабандистом» прошло уже три (!) года, но это вовсе не значило, что следующий роман автор вынашивал и вымучивал. Напротив, по собственным словам, это его опыт в популярной нынче литературной дисциплине «писать быстро и плохо». Плохо не получилось, но что быстро – верю. «Контрабандист» (2008) – роман для Тырина заметно неряшливый (т.е. недосягаемый уровень качества для 90% наших фантастов, но для Тырина – так себе).
Вдобавок, это не та книга, про которую скажут: «Монстров совсем мало и они какие-то вялые». Монстров там хоть задом ешь, месиво идет по нарастающей, в какой-то момент я лично просто устал за ним следить и читал по диагонали.
Следил за героем.
«Мой герой никогда не будет суперменом. Он всегда будет сомневаться и иногда — проигрывать. Это свойство живого человека.»
Дело в том, что типичный герой Тырина никогда не супермен. Более того, Майкл любит как следует повозить героя носом по грязи, надавать ему пинков и поставить в идиотское положение. Как правило, это все – заслуженно. Чем большим умником и пройдохой считает себя персонаж, тем глубже лужа, что его поджидает.
Еще я следил за тем, как герой вырабатывает свою философию, свой взгляд на мир и свое личное место в нем. По большому счету Тырин – автор очень добрый, просто ни разу не «добренький». И сколько бы его центральные персонажи ни тряслись за свою шкуру, рано или поздно до них доходит, что политика индивидуального выживания делает счастливыми только полных кретинов, и то ненадолго. А уж они не кретины, герои Тырина. Они раздолбаи, кухонные философы, анархисты-надомники, но только не дураки. Иногда пытаются спрятаться от жизни в шкуру честного служаки (это их не спасает), иногда становятся, как герой «Контрабандиста», идейными авантюристами (это уж точно не спасет). Как правило их судьба – сплошное «горе от ума». Меньше бы думал – меньше нажил бы геморроя. Но еще они тайные романтики. И существовать, забившись в уютную норку отдельной квартиры, им трудно.
И при этом – обычные люди.
Мне кажется, у нас таких героев любят все меньше и меньше, если судить по продажам.
*****
Мы, приятели и ровесники, хорошо задрали планку, лихо взяли ее - и упали.
Лучшая книга Тырина в прошлом.
Лучшие книги Прошкина тоже.
Алексей Бессонов так и остался автором интереснейшего романа «Алые крылья огня», которому сто лет в обед. Ничего круче он не сделал.
Дивов пока что тоже весь где-то там, позади.
Тонкость в том, что мы планку уже брали. Сейчас она задрана еще выше и постоянно маячит перед глазами. Я верю: рано или поздно ребята снова прыгнут.
И ты, Майкл.
«Наверное, я избалован легким успехом. Видимо, дальше будет трудней.»
В тексте использованы выдержки из интервью «Звездный дебют старшего лейтенанта», взятого Ольгой Славниковой у Михаила Тырина в 1998 г.
|
</> |