
Это кино


Вообще-то авторы мечтали, чтобы их картина жила нормальной жизнью. Сначала вышла в кинотеатрах, а уже потом в интернете. Тем более, бесплатно. Ведь фильм снимался без поддержки государства и каких-либо фондов на личные средства создателей, о чем мы узнаем в первых титрах.
Но где же вы видели сегодня «нормальную жизнь»?
Когда любой хайп, спекулирующий на теме «оскорбленных чувств», востребован и расходится по стране быстрей новости о подорожании платы за ЖКХ. И уже никому не интересно, что фильма никто не видел.
Во-первых, мифологизация и героизация прошлого, прежде всего руководителей — военных и гражданских, благодаря которым наш народ побеждал исключительно во всех битвах. Мифологизация посредством телеэфира воздушно-капельным путем пробирается в мозг аудитории — и готовых оскорбляться по любому поводу с каждым месяцем становится все больше.
▄ Во-вторых, страх: есть темы, исторические события, институции, герои к которым даже подступаться не велено.
▄ В-третьих, цензура, которая апробирует сегодня разные варианты легального существования.
▄ В-четвертых, прямые угрозы, которые начали поступать режиссеру по телефону и в мессенджерах сразу после объявления в СМИ о съемках фильма.
Как и в случае с «Убийством Сталина» или «Матильдой» речь идет о праве зрителя самостоятельно решать, стоит ли ему смотреть кино. Можно ли? У меня есть целый ряд претензий к фильму. Только возможности обнародовать их меня лишают те строгие судьи и хулители, которые гнобят фильм, не видя его.
Алексей Красовский нисколько не был намерен оскорблять ни святой горестной темы блокады, ни памяти погибших. Он снял кино о болезненной границе, установленной самими людьми между собой. Насколько хорошо у него получилось, судить вам.
Лариса Малюкова
Сразу сообщаю читателю: я фильма не видел. Постараюсь посмотреть сегодня.
Но тут есть две идеи, которые мне важны.
Первая - новая номенклатура выстроила между собой и подведомственным народам стену, намного более высокую чем советская, стену такую громадную. что уже склонна считать себя и подведомственный народ представителями разных пород как минимум, если только не разных биологических видов.
Это быть может главная проблема постсоветских обществ. И если нашелся режиссер, заговоривший об этом громко - понятно, каких собак спустит на него правящий класс, но споем песню безумству храбрых.
Это первое.
И второе - хотя скорее всего это не было целью авторов. Это тот флер святости, который номенклатура изо всех сил набрасывала на ленинградский голод. Он не был искусственным в той же степени, что Голодомор, но мне кажется, - подчеркну: у меня нет достоверных данных, только ощущение - но мне кажется, что и здесь без искусственности не обошлось. Что была у власти возможность спасти от смертей людей, но ей по неким мне не ясным причинам не слишком того хотелось.
Себя она обеспечила и застраховала. И об этом тоже надо говорить.
|
</> |