этнография и антропология. к предыдущему
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
УТОЧНЕНИЕ НОМЕР
ТРИ
Конечно, рабы и свободные – это метафора.
Рабов уже сто с лишним лет как – нету. Ни в России, ни в
Америке.
Но вот какая штука.
Рабов нет – а рабская мораль цветет и пахнет.
Рабская мораль – это приписывание своих собственных проблем другим
людям, у которых другие проблемы.
Типичный случай – выражение «рабы потребления», «рабы вещей».
Эту поговорку придумали то ли сами бедные, которые завидуют
богатым, то какие-то хитрые люди придумали в утешение завистливым и
для обмана бедных.
Ведь именно бедные являются рабами вещей, рабами денег. Все люди в
какой-то мере зависят от вещей и денег, но бедные – сильнее всех.
Как раб от произвола жестокого барина, они зависят от сравнительно
небольших сумм. Для них любая покупка – тяжелая проблема; любая
поломка, протечка, прореха, а тем более болезнь – катастрофа. Как
говорил Оскар Уайльд, есть люди, которые любят деньги еще сильнее,
чем богачи – это бедняки.
И вместо того, чтоб помочь бедным выбраться из бедности,
какие-то подлецы учат их презирать … нет, не просто богатых людей.
Богатых людей презирать не штука, ибо среди богатых много дурных
людей (как и среди средних, бедных и нищих). Учат презирать хороший
заработок как таковой, успех как таковой. Дескать, это «рабство
потребления», «рабство престижа». Дескать, бедным и неуспешным быть
лучше.
Говоря по-старинке, данная идеология льет воду на
мельницу богатых и успешных, которые боятся конкуренции.
Мораль рабов очень выгодна господам.
|
</> |