Эта неудобная копейка
valerongrach — 16.02.2023Сейчас, все чаще вообще не имея в кармане наличных денег, так как почти везде расплачиваемся картами, мы уже совсем не представляем, насколько великое дело в свое время затеял Алексей Михайлович, а потом начал снова и успешно довел до завершения его сын Петр. Это я про денежную реформу и создание ясной и понятной монетной системы в Российском государстве.
Ведь что, по сути, имелось из монет в Российском государстве до затеи Алексея Михайловича с его медными деньгами и после провала его реформы? А по сути ничего - только копейки, деньги да полушки. Монеты большего номинала, даже такие как алтыны (три копейки) чеканили только в ходе неудачной реформы, закончившейся Медным бунтом. Да еще надчеканивали своей меткой западноевропейские талеры, делая из них «ефимки с признаком», вроде как наши деньги - рубли или полтины и полуполтины (если талер разрубили пополам или на четыре части). Ну и немного своих рублей попробовали начеканить. И это было очень неудобно. Вот просто очень. Для всех.
К примеру, собрались вы в конце июля купить на базаре десяток огурцов, чтобы перекусить. Сотня огурцов в это время стоит одну копейку. Соответственно, десяток огурцов стоит меньше, чем самая маленькая из имеющихся в хождении монет - полушка, равная четвертой части копейки. Что делать будете?
Вот и использовали старые медные пулы, которые перестали чеканить чуть не сто лет назад. Или рубили копейки на части. А с этими копейками даже с целыми мороки не оберешься. Потому что они были неудобными - ведь копейка небольшая и очень легкая. Один из шведских послов в 1664 году высказался о них так:
«С ними обращаться неприятно, так как они маленькие, скользкие и легко падают через пальцы».
Форма неровная, монеты тонкие, весят копейки около полуграмма. И хоть они и сделаны из высокопробного серебра, такая монета уже неудобна. А если ее разрубить - так тем более. То есть мелкие покупки такими монетами делать неудобно.
Еще хуже купцам, которые ворочают большими деньгами. Да и самому государству тоже.
Надо, например, выдать жалование полку стрельцов за год. Каждому стрельцу положено по пять рублей. А живых рублей нет. Это счетная единица. То есть, в бумагах он есть и составляет 100 копеек. Но в реальности жалование будут выдавать копейками. Вот и везет жалование целый обоз. Потому что если в полку 500 человек, то им положено 2500 рублей. А это - полтонны серебряных копеек. Вот и береги казну государеву.
А купцу каково? Если ему, например, надо расплатиться за меха из Сибири на ярмарке. Как все это доставить и сберечь? Стоит ли удивляться тому, что ефимки-талеры были популярны? Тем более, что их в германских государствах чеканили много. Ведь в Европе и свои серебряные рудники имелись, и поток драгоценных металлов из Нового света был огромным. А в России свое серебро нашли только при Петре. Впрочем, он смог закрыть дефицит драгоценных металлов организацией стройной и понятной монетной системы. За что ему следует сказать огромное спасибо.
|
</> |