Эстетика 60-х в фильме "Зигзаг удачи" (1968)
selyanka1 — 27.04.2024
Рязановская трагикомедия "Зигзаг удачи" (1968) – один из тех
фильмов, которые в наше время намного более популярны
чем во время выхода на экраны. Это сейчас кино ушло в народ и
разобрано на цитаты: "Чем хуже положение, тем сплоченнее
коллектив", "А доцелуетесь вы завтра...", "Не такая уж ты и
красавица" , "Алевтина — женщина незамужняя, поэтому
энергичная". А в 1968 году критика фильм не приняла, картину
назвали "Зигзаг неудачи" и заявили,что для Рязанова — это ступенька
вниз.
Если вдруг кто фильм не смотрел это история фотографа Володи
Орешникова, выигравшего в лотерею крупную сумму на деньги,
позаимствованные из кассы взаимопомощи фотоателье.Новогодняя
трагикомедия.. одновременно смешная и печальная, и с не самым
новогодним именно праздничным настроением, впрочем, как и
"Джентльмены удачи"
Общий фон этого фильма мне напоминает эту открытку.
Давайте посмотрим на интереснейшую эстетику фильма. Сначала на
интерьеры, которые создавали художники-постановщики Сергей
Воронков и Ипполит Новодерёжкин, а потом на очень модный и
интересный образ Алевтины, созданный художником по
костюмам Ольгой Кручининой
"Зигзаг удачи"– прекрасный путеводитель по стилю и красотам 1960-х.
Фон там классный. Полагаю, это будет интересно многим – и тем, кто
жил в те славные годы, и тем, кто, увы не застал эру
оптимизма.
Кадры из фильма "Зигзаг удачи" (1968).
Помните уютное здание фотолаборатории? Полупрозрачность,
простор, несмотря на низкие потолки, особые шрифты на вывесках.
Если буквицы предыдущей эпохи напоминали школьные прописи да
виньетки (плавность и обволакивающая сладость), то в 1960-х
началась любовь к лаконичной геометрии, чертежам, простоте
(звонкость).
Эстетика новых зданий ещё на одной открытке.
Название ателье – типичное для юной поры – "Современник". В
1960-х обожали всё современное, а вот ретро ещё не подошло, и
считалось "рухлядью". Квартиры обставляли тонконогой, лёгонькой
мебелью, а всякие бабушкины комоды выносили на свалки (чтобы через
несколько лет покупать всё те же комоды в антикварных магазинах по
бешеным ценам). Однако та меблировка с узкими диванами и полочками
смотрится и теперь эффектно, свежо.
Открытки, поздравляющие с новосельем - распространённый вид
открыток 1960-х годов. Тут мы видим типы мебели, ваз, статуэток,
тканевого орнамента.
Мы попадаем в квартиру Лидии Сергеевны и её супруга. Тут
полная гармония с образами из журналов и книг по эстетике
помещений. Особенно показательна перегородка-стеллаж, очень
популярная в те годы – она служила не только хранилищем книг,
вазочек и статуэток, но и своеобразным барьером. Она "делила"
комнату на отсеки и, хотя, в 1960-х многие граждане получили
отдельные квартиры, жилищный вопрос был весьма острым – в такую
"хрущёвку" въезжала большая семья.
Кадр из фильма "Зигзаг удачи" (1968). Квартира
Лидии Сергеевны.
Стеллаж отгораживал кого-нибудь из домочадцев, чувствовавшего
себя как бы в "своей" комнатке. Здесь чета занимает квартиру лишь
вдвоём, но и тут перегородочка отделяет зону столовой от гостиной.
Обстановка напоминает или ГДР-овскую, или ту, что предлагал наш
ведущий дизайнер Юрий Случевский, чьи разработки использовались во
всех странах социализма. Любимым орнаментом была "геометрия", а
полоска и вовсе - на первом месте, так как зрительно расширяла
пространство при умелом использовании.
Дизайнерские разработки Юрия Случевского. Справа мы
видим перегородку-стеллаж
Потом мы направляемся в жилище Володи Орешникова – он живёт
скромнее, но у него стильные полки, расположенные в шахматном
порядке.
Кадр из фильма "Зигзаг удачи" (1968). Комната Орешникова с
полками.
Писали, что иметь массу мебели, как и склады фолиантов – нелогично,
так как грядёт эра коммунизма с её полным обеспечением всеми
благами, включая вожделенные книги. Мол, дома нужно лишь
самое-самое, без чего душа вянет, остальное – брать в городской
библиотеке. Правда, этот фильм полностью опровергает вышеозначенный
тезис – люди оказываются алчными и агрессивными, если речь заходит
о деньгах.
Кадр из фильма "Зигзаг удачи" (1968).
Затем следует сцена в кафе со специфическими
светильниками-бутылочками по тогдашней моде (они и теперь хорошо
смотрятся) и не менее изящным узором стен в виде тонких
вертикальных полосок – да, полоска могла не только визуально
расширить помещение, но и создать ощущение высоких потолков, а в те
годы низкий потолок был одной из тем для КВН-овских шуток. Все
более-менее привыкли к 2.45 – 2.60, но это никому не нравилось.
Полоска – в помощь.
Слева - карикатура на недоделки и спешку при сдаче таких
кафе; справа - юмор, обыгрывающий формы дизайна - и формы
досуга.
Да, в 1960-х был настоящий бум таких заведений, где мало
наливали, а все пили кофе, соки, ели мороженое, танцевали, и даже
устраивали поэтические вечера. Это было "досуговой площадкой
светлого будущего", окном в ту дивную реальность, что ждёт за
поворотом. Эти кафешки так спешили сдавать в строй, что они часто
принимались с недоделками (в Интернете есть ряд карикатур на этот
счёт). Однако в 1970-х милые стекляшки превратились в рыгалето,
типа вот... Впрочем, это уже совсем другая история.
Перейдем теперь от дизайна помещений к дизайну одежды
В большинстве комедий Эльдара Рязанова мода играет не
последнюю роль. Режиссер прекрасно понимал, что эффектное
платье и обувь, "делающая женщину – женщиной", создаёт шикарную
рамку даже для средненькой картины, не говоря уже о том, как
помогает раскрывать характеры персонажей.
B фильме прекрасно продемонстрировано, как обычное переодевание со
сменой стиля может кардинально изменить облик.
Кадр из фильма "Зигзаг удачи" (1968).
Кадр из фильма "Зигзаг удачи" (1968).
Алевтина (с лицом максимально изуродованной для такого случая
Валентины Талызиной) говорит Калачeву прямо: я, мол,
некрасивая, потому что денег нет на приличные вещи. Потом она
выходит к жениху в роскошном белом пальто, и он …её не
узнаёт.
Правда, есть мнение, что Калачов испытал
некоторое чувство стыда за действия /неуместность
внешнего вида другого человека, и даже вздрогнул от вида своей
чудо-невесты. Была, дескать, так себе - сделалась пугалом. Но он
мужественно стерпел.
К слову, сценарист Эмиль Брагинский на это указывает
прямо:
"Дело в том, что Алевтина, наконец, осуществила мечту. В
несусветной шубе с чернобурым воротником и чернобурым подолом она
гордо подплыла к Ивану Степановичу.
На голове ее торчала модная шляпка, которая вместе с шубой
безобразила ее, как могла. Оказалось, что даже Алевтину можно
изуродовать. У Ивана Степановича появился повод сбежать от невесты
раз и навсегда, но он доказал, что он настоящий мужчина и добрый,
любящий человек".
Варианты пальто, напоминающего фантазийный русский кафтан.
Справа - вещь от Пьера Кардена. В центре Алевтина - с одной
стороны ну очень модная, а с другой стороны абсолютно не
вписывающаяся и поэтому слегка смешная
Неприятное, злое что-то есть в этом пассаже. В фильме это
убранo или, быть может, сглаженo. В глазах Калачeва не видно
шока, скорее некоторая ирония И эта ирония по поводу
чрезмерной молодёжности облика. А пальто на Алечке великолепное,
как и всё остальное.
Больше того, оно – максимальное модное. Такие фасоны
конструировали Пьер Карден и дом Dior (самого Кристиана Диора тогда
уже не было в живых, и руководил всем Марк Боан, но это так, к
слову).
Ажурные колготки. Пальто из той же фантазийно-русской
серии. Дом Dior.
Более того, думаю, что вещи на Талызиной супер-фирменные.
Итак, приталенное пальто длины "скромное мини", с оторочкой – это
…итог увлечения "русской темой" в 1960-х годах.
Это – стилизованный кафтан а-ля рюсс. Обратите внимание на
застёжку – это …воспоминание о гусарах, когда-то входивших в
Париж.
Кружевные мини-платья. Как видим, и тут ажурные
колготки.
Далее на Алевтине кружевное короткое платье. Вообще, это не
только свадебное, как, возможно, планировала Аля, но и
вечернее.
Раскрашенный кадр из фильма "Зигзаг удачи"
Простоватый крой 1960-х нуждался или в безумных тканях, или в
немыслимой отделке. Кружево на подкладке – один из трендов конца
1960-х. Да, в те годы активно внедряли синтетику, и тот, кто не мог
позволить себе натуральное, мог довольствоваться искусственным. Но
это, конечно, не то.
Акцент на ноги спровоцировал появление ажурных колготок...
Справа - карикатура Херлуфа Бидструпа.
Ажурные колготки (или чулки, как в сценарии) – ещё одна
важнейшая деталь 1960-х. Акцент на ноги спровоцировал трикотажников
на "изобретение" узоров. Помимо обыденной сеточки, начались
ёлочки-ромбики-цветочки-виньеточки.
Мини-мода вызвала к жизни появление высоких сапожек.
Кроме того, укороченный подол затребовал высокие сапожки, а их не
было в дамском гардеробе до этого – существовали ботики разной
высоты, ибо юбки не поднимались выше колена (небольшой период на
излёте 1920-х не в счёт, да и тогда мини было не массовым и не
повседневным).
Меховые шляпы.
На Алевтине – меховая шляпа. Не шапка, а именно шляпа. Такие
тоже попадались в журналах мод и служили дополнением к богатому
зимнему наряду, когда в шляпке холодно, а шапка сморится грубо.
Чёрно-белая гамма – основной колористический мотив
графичных-шестидесятых.
1960-е - эра бижутерии. Заметим, что у Алевтины нечто такое
же, но скромнее.
Да-да, это чёрно-белое, а не белое с …каким-нибудь ещё, тогда
как в сценарии то кружево - цветное. Образ дополнен маленькой
сумкой – а это типично для эры минимализма, и безумными серьгами -
явная и яркая пластмассовая бижутерия была на подъёме. В общем,
хорошие вещи и хорошая Аля.
Кадр из фильма "Зигзаг удачи".
Отсюда Отсюда
Отсюда