Образы фильма "Онегин" (2024), или как Пушкина сделали Джейн Остин
selyanka1 — 23.04.2024
Экранизация "Онегина" достаточно скандальным режиссером Сариком
Андреасяном вызвала у публики неоднозначную реакцию.
Уже много лет и кинокритики, и публика отмечают, что
большинство фильмов, особенно комедий, этого режиссёра
отличаются пошлым и довольно безвкусным юмором, посредственной
игрой актёров, огромным количеством рекламы и некачественными
сценариями.
Для меня лично пробившим дно творением этого режиссера явился
совершенно жуткий супергеройский фильмец "Защитники", после
которого я серьезно к фамилии Андреасян в кино относиться просто не
могла.
Поэтому рейтинг фильма 6.788 на Кинопоиске заставил слегка
задуматься, чем же это его творение отличается от остальных.
Ответ, в общем-то, оказался достаточно простым.
В России уже много лет популярны английские фильмы в жанре так
называемого женского любовного романа 19 века . Российские
зрительницы просто прилипают к экранам, просматривая бесконечные
экранизации Джейн Остин (Разум и чувства, Гордость и предубеждение,
Мэнсфилд-парк , Эмма, Доводы рассудка) или сестер Бронте (Джейн
Эйр, Грозовой перевал, Незнакомка из Уайлдфелл-Холла)
И всегда было некое ощущение, что российской прозе 19 века
такого именно женского романа не хватает. В конце концов,
Чехов и Толстой, хоть о любви и писали, но совсем и совершенно
по-другому. И даже Пушкин в своих и "Повестях Белкина" любовь
показал совсем не по-женски
И вот свершилось. На экраны вышел "Онегин" и совершенно в
традициях этого самого любовного женского английского романа 19
века - перенесенного на российские просторы.
Поскольку начало 19 века- это сейчас уже "предания старины
глубокой", a Онегин самим Пушкиным описывался специфически
"Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше?
Свет решил, Что он умен и очень мил",
то подобная интерпретация сюжета не вызвала у российской
публики отторжения и многим даже понравилась.
Ну а теперь, собственно, перейдем к костюмам фильма, которые с
точки зрения исторической достоверности периоду не совсем
соответствуют, особенно некоторые бальные платья.
О том, как создавались образы, рассказала
художник по костюмам
Гульнара Шахмилова.
Сотни костюмов за рекордные сроки
Всего командой было создано 400 костюмов, около 200 украшений, 120
пар обуви, 180 палантинов и 30 дизайнерских шляпок — именно на
одежду, аксессуары и украшения была выделена одна из самых крупных
статей бюджета всего фильма. Время на эскизы, разработку и
производство образов оказалось ограниченным: дизайнеры приступили к
работе лишь за несколько месяцев до начала съемок.
Сельский бал. Кадр со съемок, судя по джинсам и кроссовкам
на заднем плане
Городской бал. Кто-нибудь может представить голую спину на
балу пушкинской эпохи?
Только 168 костюмов было создано для сцены бала, однако больше
всего нарядов принадлежало главным героям
"Разработку концепции костюмов начали в рекордно короткие сроки, за
два месяца до мотора. Благодаря моей команде, моим ассистентам, мы
быстро начали собирать материалы и делать эскизы, наброски на
героев, продумывая характер персонажа через цвет и детали, которые
бы показывали развитие персонажей и сюжетной линии, будь то нежная
пастель или насыщенные оттенки", — рассказала Гульнара
Шахмилова.
Работали дизайнеры и технологи с гравюрами и выкройками того
времени, чтобы максимально приблизить посадку и внешний вид
исторических платьев и костюмов. Но без трудностей не обошлось:
лекала не совпали с современным строением тела. Гульнара Шахмилова
буквально "сажала" костюм на каждого актера, меняя все выкройки.
Отметить стоит и то, что она не стремилась дословно
воспроизвести образы пушкинской эпохи.
"Профессию художника по костюму стоит отнести к рангу
творческих, и, несмотря на стремление создать доподлинные образы,
мы нередко позволяем себе отходить от документальной фактуры и
действовать свободнее. Это не сухой исторический отчет пушкинской
эпохи, это возможность увидеть красоту персонажа и его историю,
дать зрителю наслаждение от целостности картины, задачи
режиссера".
Несмотря на вольность, костюмы отражают дух пушкинской
эпохи Каждый образ продуман до мелочей: он отражает
настроения персонажей
Каждая деталь костюма "работает" в
кадре
Художник по костюмам объединила в образах героев сразу несколько
модных эпох: регентства, французского ампира, классицизма и
романтизма. Задача Гульнары Шахмиловой была не в том, чтобы
сделать копию платьев прошлых столетий, а передать зрителю дух того
времени. За основу были взяты основные элементы моды пушкинского
времени: шали, спенсер и галстуки. Особое внимание было уделено
воротникам, кружеву, подолам платьев
Тут я отвлекусь от рассказа художницы по костюмам Гульнары
Шахмиловой и покажу несколько образов британской актрисы Киры
Найли, в которыx зрительницы фильма узрели вдохновение для образов
Татьяны Лариной. Что на самом деле было взято за основу - это
британский кинематограф.
Кира Найтли в фильме "Гордость и предубеждение" (2005),
Елизавета Моряк в фильме "Онегин (2024). На пуговицы, на
пуговицы посмотрите!!!!!
Кира Найтли в фильме "Гордость и предубеждение" (2005),
Елизавета Моряк в фильме "Онегин (2024)
Кира Найтли в фильме "Анна Каренина" (2012), Елизавета Моряк в
фильме "Онегин (2024)
"Как денди лондонский одет": образ Евгения
Онегина
Образ Онегина намеренно контрастирует с деревней, куда он приезжает
из Петербурга к умирающему дяде. Местные жители ходят в простой и
скучной одежде, от чего отвык "лондонский денди". Сам Евгений,
уставший от столичных танцев и светских бесед, одет с иголочки:
безупречные приталенные фраки, цилиндры, приталенные пальто с
меховыми воротниками, сложно завязанные галстуки, винтажные
пуговицы и шатлены — все было изготовлено вручную.
Главную роль в фильме сыграл Виктор Добронравов. Он
отличается от простых жителей деревни: безупречные фраки, темная
цветовая палитра отражают сложность его характера
"Столичные костюмы нашего героя сильно отличаются от
деревенских. В деревне мы хотели подчеркнуть ощущение расслабленной
самоуспокоенности, скуку и свободу, отстраненность от столичного
лоска и усталость от общества. Добивались этого фактурой ткани и
цветовой гаммой — более природной и спокойной. Тщательно подбирали
цвета и оттенки для одежды, у Онегина был синий, зеленый и
несколько цветов земляных оттенков, что роднило его с образом
Татьяны", — рассказала Гульнара Шахмилова.
Тем не менее, Онегин все равно оставался франтом, поэтому даже там
на нем был идеальный вельветовый редингтон, который летом он сменял
на льняную модель. Домашняя одежда у него тоже была самая модная и
дорогая: в имении герой расхаживал в шелковом баньяне, напоминающем
длинный халат с бархатным декором, и в бархатных темно-бордовых
тапочках
Пушкинский идеал женщины: образ Татьяны Лариной
Роль Татьяны в фильме исполнила Елизавета Моряк. Героиня
меняется вместе с развитием сюжета: от простых платьев-рубашек она
переходит к бальным дорогим нарядам
Встречаем мы Татьяну простой и свободной девушкой, которой
чужды дорогие украшения, роскошные пышные платья. Она носит белые
блузы с сарафанами, во всех ее образах прикрыты руки — она закрытая
и отстраненная.
"Семья Лариных является представителем провинции, и чтобы
показать это, мы использовали простоту тканей и ее фактуру. Наряды
героинь в основном состояли из ситцевых тканей, льна,
батиста".
В замужестве в ее гардеробе появляются дорогие темные
ткани: они показывают не только статус, но и трагичность судьбы
героини. На Татьяне абсолютно не соответсвующее пушкинскому
времени платье от Киры Найтли
Ее образ меняется после замужества: он становится
темным, нарочито богатым. Пышные платья в пол, длинные перчатки,
многоярусные жемчуга, длинные серьги — все то, что раньше отрицала
Татьяна Ларина, становится ее повседневностью. Облик ее перестает
быть легким и свободным
"В замужестве все платья Татьяны уходят в "тяжелый
люкс“, добавляются украшения в соответствии с ее статусом, цвета и
ткани становятся тяжелее, дороже — это шелк, парча, батист, бархат.
Преобладающие цвета — бордовый, фиолетовый и синий, что говорит о
ее одиночестве, принятии, жизни в замужестве, роскоши, но все это
без любви', — рассказала художник по костюмам.
Легкая и романтичная: образ Ольги
Лариной
Актриса Татьяна Сабинова сыграла в фильме роль Ольги. Ольга
— полная противоположность Татьяны. Правая картинка как
списана с английских сериалов, думаю, что можно найти аналогичную
одежду и даже сцену, потратив время на пересмотр
Ольга отличается от своей сестры не только характером, но и
стилем: в ее гардеробе много светлых пастельных тонов, цветочного
узора, рюш, женственного кружева. Легкие платья, ленты, игривые
манжеты, соломенные и кружевные шляпки — каждая деталь в ее образе
подчеркивает очаровательность и простодушность героини.
Романтик и поэт: образ Владимира
Ленского
Роль Ленского в "Онегине" исполнил Денис Прытков
Цветовая палитра у Ленского перекликается с гардеробом Ольги, как и
у Онегина с Татьяной, создавая ощущение, что они станут идеальной
парой, так как они оба — поверхностны и легки. Герой отдает
предпочтение пастельным оттенкам в одежде: костюмы в песочных
оттенках, белоснежные рубашки придают ему ту самую романтичность,
которую отражает его тяга к писательству и простота характера.
"В его истории тоже есть рост в цвете. На балу красный фрак и жилет
в бордовую крапинку говорит о предвестнике его смерти. Бордовый
фрак на прощание с Ольгой — как ощущение неизбежности и
фатальности. Всю влюбленность он в светлых тонах".
Отсюда Отсюда
И последнее - по поводу костюмов героев
В советской экранизации оперы 1958 года костюмы сделаны максимально
историческими.
Малиновый берет Татьяны Лариной в фильме "Евгений Онегин"
(1958)
И в английской экранизации 1999 года англичане постарались показать
хоть и европейскую, но все-таки русскую моду.
Пушкин и немножко готично / «Онегин» (1999)