Аляпистые образы фильма "Летучий корабль" (2024), или как режиссеру чувства
selyanka1 — 25.04.2024
В этом году не экраны вышел очередной рeмейк культового
советского наследия - сказка "Летучий корабль". Фильм назвали очень
красочным, хотя с моей лично точки зрения красочность там на грани
фола - до такой степени аляписто, что глаза режет.
Ну вот и давайте разбираться, как же это так получилось и кто
виноват.
Рейтинг фильма на кинопоиске 5.55. В истории это режущее глаза
и безвкусное "буйство красок" судя по всему все-таки не
останется, хотя создатели фильма очень надеялись на
бессмертную музейную славу своих костюмных творений
Откуда взялся "розовый зефир"?
Режиссер Илья Учитель считает, что, если ты делаешь сказочный
фильм, то нужно создать новый мир. В любом случае, надо придумывать
то, чего еще не было. Это касается и костюмов, и декораций. Это
принципиально важно. Референсов конкретных у него не было.
Единственное, в какой-то момент Илья Учитель с оператором [Морадом
Абдель-Фаттахом] стали выбирать цветовое сочетание, которое им
обоим нравилось, и обратили внимание на мультфильм "Тайна Коко",
который они оба обожают. В цветовом сочетании многое было взято
оттуда.
Кадры из мультфильма "Тайна Коко". Посколько в фильме палитра не
такая гармоничная как в мультфильме, да и вообще значительно более
зефиро-розовая, ниже советую обратить внимание на картинки с
эскизами принтов для костюмов свиты Поля. Фото из архива Светланы
Герасимовой. Вот там точно можно очень явно увидеть данную цветовую
гамму
А художник по костюмам Надежда Васильева рассказала
свою версию следующим образом:
— Как подобрать правильную интонацию? Все зависит от первой
фразы, которая идет от режиссера. Что касается "Летучего корабля",
то Илья Учитель сказал: "Хочу, чтобы было радостно, весело и очень
цветасто". И добавил: "Но красного у нас не будет". Он посмотрел
"Конька-Горбунка", где много этого цвета, и решил, что здесь его не
надо вообще, и мы заменили его на розовый. Поэтому у нас и
принцесса одета в розовое, и мир ее окружает такой же, но с разными
оттенками этого цвета. Так и родился посыл в цвете. Мы, совместно с
режиссером и художником-постановщиком Сергеем Февралевым, так и
создали эту радость цвета.
Кадр из фильма "Летучий корабль". Теплый розовый цвет
принцессы
Кадр из фильма "Летучий корабль". Теплый розовый цвет
принцессы
Что касается цветовой характеристики конкретных персонажей, то
это просто чувство: вот этот персонаж должен быть такого цвета.
Притом градация оттенков разная. Например, розовый цвет принцессы и
ее папаши-царя отличаются. У царя розовый уходит в глупость, а у
принцессы — в наивность. У принцессы розовый теплый и нежный. А у
царя более холодный и интенсивный, потому что он хочет выдать дочку
замуж за нелюбимого, но при этом чтобы она была счастлива. Цвет,
колеблющийся от одного оттенка к другому, подчеркивает разность
характеров.
Кадр из фильма "Летучий корабль". Холодный розовый цвет
царя
Надежда Васильева - вдова режиссера Балабанова. Она рассказывает,
что Балабанов мог одеть в розовое только тех своих героинь, над
действиями которых он подсмеивался. Однажды Васильева купила ему
рубашку коричневую в каком-то запредельно дорогом магазине, ткань
была фактурная, с явным видным переплетением, в котором очень редко
застревали какие-то узелочки другого цвета. Может там и проскочил
где-то грязно-розовый миллиметровый катышек, но на нее муж
наехал, сказав, что она сошла с ума и срочно должна отдать это
кому-то из своих "костюмщиков". "Зачем мне рубашка с "огоньками"?"
И вот теперь Васильева отыгралась по полной. Сказка "Летучий
корабль" абсолютно розовая
Кадр из фильма "Летучий корабль". Холодный розовый цвет
царя
Все началось с разговора на кухне
Интерьеры сказочного дворца
А точнее, с изразцов над плитой, которые художник по костюмам
Надежда Васильева привезла из Ярославля и Углича.
Художник-постановщик Сергей Февралёв был у Надежды в гостях, где
они обсуждали будущую сказку, и приметил необычную плитку. Так и
появилась идея сделать сказочный дворец из изразцов, а костюмы — из
ситца.
"Мы решили, что к переливающимся и блестящим изразцам подойдет
сухой ситец. Он не блестит, у него четкие складки, ситец хорошо
держит форму. И это будет хорошее сочетание — изразцов с выпуклым
узором и ситца с четким рисунком", — вспоминает Васильева.
Для фильма разработали около 1500 нарядов и 300
принтов
Над костюмами "Летучего корабля" трудилась команда с богатым
киносказочным опытом. Возглавляли команду Надежда Васильева и ее
соратница Ольга Михайлова, которые придумывали стиль для фильмов
"Конек-горбунок", "По щучьему велению" и "Огниво".
Дымковская игрушка "Барыня"
Городецкая роспись
Всего на подготовку и создание костюмов ушло полгода. По
словам Надежды Васильевой, в "Летучем корабле" нет ни одного
костюма, который брали напрокат. Все специально создавали для
съемок, в том числе одежду для многочисленной массовки. "Для
женских платьев мы взяли за основу дымковскую глиняную игрушку с
широкими юбками и узкими талиями. А для мужских костюмов —
городецкую роспись, потому что у ее героев смешные сюртуки и
котелки с цилиндрами утрированной формы", — добавляет художник по
костюмам. И все было сделано из ситца: платья, обувь и головные
уборы.
Ни один из головных уборов в фильме не повторяется. А
отвечала за них художник-технолог Наталья Глухих
В 1500 нарядов вошли и разнообразные костюмы для
массовки
Для киносказки художник по вязке Алёна Морозова делала даже
вязаные зонтики
Дополняют обазы причудливые парики
Всего над сказочным гардеробом в "Летучем корабле" работало
около 80 человек. Среди них — художник по принтам Светлана
Герасимова ("По щучьему велению", "Мастер и Маргарита", "Король и
Шут", "Огниво", "Волшебник Изумрудного города") и художник по вязке
Алёна Морозова ("По щучьему велению", "Огниво", "Бременские
музыканты").
Внутри костюмного департамента даже была собрана отдельная
творческая группа из четырёх мастеров, занимавшаяся исключительно
созданием головных уборов (что редкость для российского
кинопроизводства). Руководила как группой, так и разработкой
головных уборов и аксессуаров ассистент художника по костюмам
Наталья Глухих ("Матильда", "Северный ветер", "По щучьему велению",
она также создавала кокошники для сказки "Конек-горбунок" и маски
для фильма "Скиф"). Всего для "Летучего корабля" было сделано
порядка 230 головных уборов: матросских бескозырок, женских шляпок
и чепчиков, колпаков для военных, мужских цилиндров и
картузов.
Для части женских головных уборов брали за основу чепцы
разных народов и делали их ситцевые интерпретации. Поскольку
головные уборы зрители могут рассмотреть на крупных планах, их
создавали с особой тщательностью. Фото из личного архива Натальи
Глухих
Для отделки шляп не использовали ничего, кроме ситца. Все
украшения, оборки делали сами исключительно из ситца, в том числе
винтажного
Подходящий ситец искали в Ивановo
Изучать ситец отправились туда, где им занимаются с XVII–XVIII
веков, — в Иваново. Надежда Васильева вместе со Светланой
Герасимовой смотрели старинные образцы тканей в Музее ивановского
ситца, в том числе агиттекстиль 1920–30-х годов. Договорившись с
музеем, они переработали, осовременили советские принты и
использовали их в фильме. Например, для костюмов Бабок-ежек и
дворцовых музыкантов.
Одна из Бабок-ежек в красных сапогах. А на фоне висят их
доспехи для полета в ступах
"На местных барахолках мы у старичков и старушек покупали
ткани, оставшиеся от тех ситцевых фабрик в Иванове и в Шуе, которые
были уничтожены в 1990-е годы, — делится Надежда Васильева. — Эти
ткани немного отличаются от современных, потому что на тех фабриках
были другие красители и станки для нанесения". Костюм цыганки как
раз сделан из разных кусочков ситца, найденных в Шуе Ивановской
области.
Свадебное платье Забаве сшили под стать
титулу
Забаву (Ксения Трейстер) зрители встречают в розовом платье с
гусями, в белой рубашке и с одуванчиками в волосах. Царевна
устраивает сеновал прямо во дворце, чтобы разозлить батюшку-царя
(Леонид Ярмольник). Ей скучно, поэтому она решает сделать горку из
сена и одеться как пастушка.
Основное платье царевны — розовое с короткой юбкой, на которой
вышиты птицы. Еще у Забавы есть вязаное многоярусное платье, в
котором она гуляет по городу, и наряд "Охота", где на юбке
изображен человек с бегущими собаками.
Многоярусное вязаное платье, которое создала Алёна
Морозова
Многоярусное вязаное платье, которое создала Алёна
Морозова
Платье Забавы со сценой охоты
Забаве придумали свадебное платье с рукавами-фонариками.
Их достает подруга-служанка (Екатерина Агеева), чтобы "добавить
чего-нибудь эдакого". "В остальном это классическое платье царского
двора, — объясняет Надежда Васильева. — Например, подвенечные
платья императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны были из
серебряной парчи и с вышивкой. У нашей Забавы оно тоже серебряное,
но со смешным принтом — барочными вазами с цветами, виноградом,
грушами, морскими рыбами. Это символы того богатства, которое ей не
нужно".
Слева подвенечное платье Марии Фёдоровны, справа Александры
Федоровны
Рукава-фонарики и принт с рыбами и вазами. Платье из
фильма на выставке в московском ЦДМ
Принт с рыбами и вазами.
Иван носит вязаные тельняшки
Надежда Васильева рассказала, что в основе костюмов для
моряков, конечно, тельняшка. Но полоски не ровные, они
напоминают морские волны, которые все время в движении. И этот ритм
волн должен быть передан не просто прямыми линиями, а состоять из
рыб и морских животных. Конечно, форма моряков должна быть
одинаковой, но есть в ней и произвольное, рандомное распространение
морских жителей в принте, тканях. А сверху на четкость линеек на
тельняшках надеваем китель и брюки, которые усиливают ощущение
волнующегося моря, где одна волна как бы находит на другую. И все
это бурлящее морское выпячивается разными пятнами. Подобные мысли
рождаются, когда смотришь на природу и видишь, что она разная.
Разное состояние поверхности моря, его глубин, разное состояние на
берегу — это влияет на костюм, на его создание.
Александр Метёлкин
Кстати,художницы мерили на главного героя еще и белую фланку с
гюйсом. И сделали это, чтобы показать режиссеру различие, но сами
была уверена, что только тельняшка может быть у моряка — это вещь,
без которой невозможно представить себе морскую тему.
На примерке
Моряк Иван (Александр Метёлкин) появляется в
разнообразных тельняшках — с рыбками, волнами, с разными гюйсами, с
косым воротом. Над вязаной формой работала Алёна Морозова из
мастерской "Пчела и шнип".
Слева пример вязаного орнамента. Фото из архива Алёны
Морозовой. Справа вязаный костюм царя, которого сыграл Леонид
Ярмольник
Жилетки машинной вязки Алёниного производства носят и героини
в городе, в вязаном ходит даже царь — в домашнем костюме с
оленями.
Каждому герою — свой принт: лимоны, доллары,
заморские звери
Поль (Андрей Бурковский), новоявленный жених Забавы и сын купца
Полкана, приехал из-за границы, куда отец отправил его учиться.
Поэтому на костюмах героя появляются заморские звери: тигры,
большие пауки, леопарды (даже ботинки героя в пятнистый принт). По
словам Надежды Васильевой, он специально возвращается в том, что в
советские времена привозили из-за границы, — в спортивном костюме.
Его, кстати, для героя связала тоже Алёна Морозова.
Доспехи Поля
Еще герой носит модную шапку бини
В одежде Поля использована аналогия с животными: хищный
безжалостный тигр, известный своей способностью меняться исходя из
окружающих условий хамелеон и расставляющий свои сети паук.
Достаточно, чтобы понять — перед нами "плохой парень".
Андрей Бурковский - Поль. На груди паук
Шапка героя из рыжего меха напоминает ту, что носил
анимационный Полкан
У свиты Поля, с которой он возвращается из-за границы, на
костюмах тоже принты с заморскими животными. "Мы использовали
голландские натюрморты XVII века, куда я добавляла плесень, разных
мух, рептилий с языками, которые облизывали яблоки на натюрмортах,
— вспоминает Светлана Герасимова. — Мы много использовали орнамент
в клетку, чтобы осовременить рисунок. Частично я вдохновлялась
коллекциями Вивьен Вествуд. Мне очень нравятся ее полосатые и
клетчатые орнаменты"
Маски для свиты Поля вручную делала Анна Бабичева,
выпускница школы-студии МХАТ.
Эскизы принтов для костюмов свиты Поля. Фото из архива Светланы
Герасимовой
Эскизы принтов для костюмов свиты Поля. Фото из архива Светланы
Герасимовой
Эскизы принтов для костюмов свиты Поля. Фото из архива Светланы
Герасимовой
Как в принтах использовали билибинские
рисунки
Сказочные сюжеты на юбках героинь. Фото из архива Светланы
Герасимовой
Для "Летучего корабля" Светлана Герасимова придумала
принты-купоны с неповторяющимся рисунком. Они сделаны по мотивам
рисунков Ивана Билибина, иллюстрировавшего русские сказки и былины,
и чешского художника Альфонса Мухи. Из тканей с этими принтами шили
пышные юбки для бала во дворце.
Чем отличаются Бабки-ежки
Летная форма Бабок, когда они парят в ступах, — красные сапоги
и перчатки, связанные вручную из домашней шерсти, а еще деревянные
доспехи, которые на самом деле сделали из пластика (фото выше). На
них изображены дятлы и мухоморы — символы леса, где живут сестрицы.
Кстати, эти костюмы Бабок-летчиц — самые любимые у Надежды
Васильевой.
Детали: игрушечные зайцы, Эльза Скиапарелли и
"Чиполлино"
Во дворце появляются две дамы в платьях из ткани "туаль де жуи" с
однотонным орнаментом (его популяризировал бренд Dior). Платья
сшили из тканей, привезенных художником по костюмам Надеждой
Васильевой из Парижа, с красным и синим рисунком. Дам играли
актрисы-близняшки, и платья им сделали одинаковые, только с узором
разных цветов. А еще добавили огромные банты, как у графини Вишенки
из "Чиполлино" — любимой книги Васильевой.
Вязаное матросское платье Забавы с плоским узором-гюйсом —
отсылка к черному свитеру Эльзы Скиапарелли, создательницы бренда
Schiaparelli, сюрреалистки и соперницы Коко Шанель. В 1927-м она
придумала черный свитер с рисунком в виде белого банта; с этой вещи
начался успех ее бренда.
Ксения Трейстер и Александр Метёлкин
Свитер Эльзы Скиапарелли
Костюм Соловья-разбойника (Анна Уколова) — тоже привет
Schiaparelli, но уже в современном исполнении. Форму рокерской
косухи героя подсмотрели в коллекции Дэниэля Роузберри, креативного
директора Schiaparelli с 2019 года. По словам Надежды Васильевой,
Соловей-разбойник в фильме — рокер и байкер без байка, потому что
сам летает. Поэтому атрибуты мотоцикла — зеркала заднего вида и
другие детали — крепили прямо к его куртке.
Байкерская косуха Соловья-разбойника
У ведьмы леди Джейн (Полина Гагарина), которую Поль держит в
клетке, — нелегкая судьба, поэтому и платье у нее более серьезное
на фоне остальных цветочно-ситцевых. На нем вышит вьюнок,
напоминающий, что Джейн держат в заточении, как принцесс в высоких
башнях.
Певица Полина Гагарина в образе леди Джейн. Для съемок ей
часами надевали рыжий парик
При обсуждении с режиссёром Ильёй Учителем образа героини Леди
Джейн, художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова собрали
подборку картин прерафаэлитов и поняли, что нужно двигаться в этом
направлении. Кроме того, при изучении живописи той эпохи,
обнаружился интересный факт: существует несколько портретов 15-16
веков, где немецкие дамы изображены в очень красивых и достаточно
необычных платьях - с асимметричной вышивкой. Или только рукав, или
же рукав и часть лифа, главное - с одной стороны.
Слева направо: Урсула Грекин, портрeт неизвестного мастера из
Ульма. Деталь двойного портрета Якоба Фуггера и его
жены Сибиллы Артц, работы, вероятно, Ганса Бургкмайра, 1498 г
Святая Эмма Гуркская, Зебальд Бопп, 1490-е
Отсюда возникла идея несимметричной вышивки на платье Леди
Джейн. В основе рисунков для вышивки лежит творчество художника
Уильяма Морриса, а на форму рукавов и выреза вдохновило изображение
Святой Катерины. Платье состоит из двух тканей: часть бархата,
часть тёмно-синего довольно грубого льна, по которому идет
вышивка.
Для героини Полины Гагариной было сшито и вышито два дубля
платья. Одно - для полётов (в нём сделаны прорези для подвесов),
второе - основное. Из-за плотности материала и складок на боках
платье получилось очень тяжёлым. А ведь в нём необходимо было
летать и падать. Нитки не выдерживали и платье попросту
рассыпалось. После каждой съёмки его приходилось собирать в четыре
руки, а иногда даже в шесть.
На съемочной площадке был специальный ассистент, который
надувал штаны королевской страже. Десяти королевским охранникам
шили объемные штаны из специальной прорезиненной ткани, а затем
плотно надували их. Долго ходить в них нельзя, вдобавок на съемках
была жара, поэтому штаны периодически сдували, а затем насосом
накачивали снова.
Те самые надувные штаны
Художник по принтам Светлана Герасимова рассказала, что суммарно
для фильма напечатали рисунки на 6 километрах тканей. И выбирали
специальные техники печати (в том числе шелкографию, сублимационную
и ультрафиолетовую печати), чтобы костюмы были долговечными: их
можно стирать, они не выгорают, и рисунок остается таким же ярким,
чтобы костюмы из "Летучего корабля" сохранились для истории.
Сейчас часть костюмов находится на выставке в московском ЦДМ.
*******************************************************8
Последнее и, наверное, самое важное. По поводу того,
кто же виноват, что по глазам режет.
А виноват попил.
Ну и режиссер, у которого собственного вкуса и чувства меры не
хватило
Из интервью с Надеждой Васильевой.
— А для художника по костюмам волшебные истории — это
творческий вызов?
Надежда Васильева: Смотрите, вот прислали мне таблицу с
расценками. За сказку гонорар у художника по костюмам и у его
ассистентов больше, чем за историческое кино. Я этого не понимаю.
На сказке можно выкрутиться за счет фантазии, а в историческом
фильме это очень сложно сделать. Там должно всё быть по-настоящему.
Так что сказка — это не вызов, там можно исхитриться и в случае,
если съемка оказалась под угрозой, прибегнуть к альтернативе.
И из выше написанного.
По словам Надежды Васильевой,