рейтинг блогов

Есть такое искушение в жизни священника...

топ 100 блогов kalakazo15.12.2019 Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ:

"КАК НЕ РАССЛАБИТЬСЯ, КОГДА НЕ ДЛЯ КОГО ПРОПОВЕДОВАТЬ?

Есть такое искушение в жизни священника, которое называется — расслабление.

Ранее мы уже говорили об окамененном нечувствии пастыря. Но сейчас хочется сказать о том мнимом благодушии, которое знакомо иным священникам, преимущественно сельским, где и в праздничные дни от силы десяток прихожан наберётся, за исключением летних месяцев, когда дачники оживляют жизнь отдалённых приходов.

А в осенние месяцы, зимние — тишина. Полторы бабушки тянут на клиросе скрипучими голосами Херувимскую. Причастников — раз, два и обчёлся. В алтаре — ты, да ангелы Господни.

И священник как будто бы входит в эту колею, раз навсегда заведённого неторопливого порядка жизни, становясь героем лесковских соборян или непридуманных рассказов о мелочах иерейской жизни.

«Ну что я буду, — рассуждает батюшка, — понуждать себя к проповеданию, когда я знаю свою старосту, Ольгу Ивановну, и старичка-алтарника, совмещающего свою должность с обязанностями сторожа, как облупленных? Да им и неинтересно размышление на тему Святого Писания, у них свои заботы».

И вот уста священника смыкаются, он внутренне засыпает, а харизма священства, этот светильник горящий и светящий, как будто гаснет.

Печальная картина и опасная, потому что пастырь, не возгревающий дар, сообщённый ему от рук архиерейских, никогда не стоит на своём месте, но начинает вместо восхождения по ступенькам ревности по Бозе и желания окормлять паству, спускаться по наклонной плоскости туда, откуда нет возврата. И может даже потерять священство, как теплохладный раб, отвернувшийся от своего Спасителя. Ни приведи Господь!

Чем можно подбодрить батюшек, для которых описанная мною картина отчасти знакома?

Сегодня, и в виртуальном пространстве, в интернет-форумах, священники, по слову Святейшего Патриарха, являются желанными гостями; и если мы захотим, то сайт нашего прихода может стать достоянием всей вселенной. Прошло время Робинзона Крузо и Пятницы. Прошло время погостов и скитов, и урочищ, совершенно запрятанных от столиц в Берендеевом лесу. Мы вышли на иной уровень общения, когда гласность, открытость взору миллионов пользователей тотчас всё тайное в Церкви Божией делает явным, и в этом есть свои положительные стороны.

Безусловно, я не призываю пастырей прятаться от самих себя и от живых людей в виртуальном мире. Там есть свои опасности, почему на «айпадах» или «айфонах» иных священников неплохо было бы написать, пользуясь современными средствами компьютерного дизайна: «Оставь надежду всяк, сюда входящий».

На самом деле, если мы изучим жизнеописания подвижников благочестия, и прежде всего новомучеников и исповедников Церкви Русской, вспомним уникальный подвиг протоиерея Алексия Мечёва, потерявшего ещё в молодые года свою верную спутницу-матушку и служившего едва ли ни семь лет в пустом храме; вспомним диалектический закон «количество переходит в качество» — мы поймём, что в духовной жизни, в том числе и пастырской, пагубны скорохватство и месячники спасения.

Опыт показывает, что усердный священник, радеющий о молитве Иисусовой, о всегдашнем предстоянии лицу Господню, неизбежно накопит духовный потенциал, если будет упражняться в целеустремлённости, постоянстве и разумности, совершая свой личный покаянный пастырский подвиг. О таком пастыре, друзья мои, говорит Писание:

Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 14−15) — такова природа благодати священства.

И если батюшка держит перед собой эту свечу пастырства, свечу внутренней пастырской молитвы, то мотыльки, сначала один, пять, а потом десять и двадцать, полетят на свет этой мерно горящей, но не коптящей свечи, и найдут своего пастыря, в каком бы уголке Тверской или Костромской губернии он ни скрывался. Народ знает своих духовных отцов, и все мы в Церкви связаны невидимыми узами и нитями. Мы всегда тянемся к тем Божьим людям, которые сосредотачивают в своей душе благодать Святого Духа, явленную в их смирении, чистоте, милосердии и сострадании, в остроте их ума, в умной молитве, обращённой к источнику Божественного света.

И без сомнения, все архипастыри и пастыри у Отца Небесного наперечёт. Они, как сказано, напоминают звёзды в Его деснице (см.: Откр. 1, 16). Посему священнику невозможно быть забытым в России, оказаться в забвении у пасомых, если он, разгоняя морок и марево самомнения, самолюбия и своеволия, старается раскрывать своё сердце навстречу Господу и сердечно, с посильным вниманием, с любовью общаться с теми (пусть десятком-двумя) людьми, которых послал ему Господь.

В нашей Церкви всегда действовало и до Второго Пришествия будет работать «сарафанное радио». Слухом земля полнится. Мир не без добрых людей, и они всегда поделятся с другими радостью общения с пастырем. Поделятся и со своими домашними, а посему в Церкви с математической точностью действует «закон»: «Дедка — за репку, бабка — за дедку, внучка — за бабку»…

Конечно, очень бы хотелось, чтобы священники ещё умели произносить проповеди для самих себя, как признавался Иоанн Златоуст антиохийской пастве. Толкуя Священное Писание (книгу Бытия), будущий Константинопольский Первоиерарх говорил: «Даже если никто сейчас не слушает меня со вниманием, я не останусь без прибытка, ибо моя собственная душа назидается глаголами Вечной Жизни». «Признаюсь, братия, не без удивления, — в другом месте пишет святитель Иоанн Златоуст, — я прислушиваюсь к тому, что вещает мне благодать Господня, изъясняя словеса Божии в сей самый час».

И священнодействие проповеди (вдумаемся в значение этого словосочетания!) — есть богочеловеческое занятие, где наши человеческая энергия, намерения, потуги, соображение, память обильно сдабриваются льющейся свыше Божественной благодатью.

Смею заверить и себя, и своих собратьев, едва лишь только наше слово осолится благодатью и крупицы Божественной истины мы сможем почувствовать на кончике нашего языка, — желающих принять это слово в недра своей души будет хоть отбавляй. Тем паче что сегодня перемещения по епархии, даже самой отдалённой — Якутской или Чукотской, или Дальневосточной, — это уже не та трудность, с которой сталкивался святитель Иннокентий Иркутский, потративший несколько лет на одно только путешествие в вверенную ему епархию.

Сегодня епископы нуждаются в священниках, как генералы — в боевых офицерах. Мне приходилось и за полярным кругом видеть молодых пастырей, которые, путешествуя на вертолётах, вездеходах, квадрациклах (разве только что не на дельтапланах), умудряются проповедовать ненцам и прочим малым народностям севера и делают это с чувством, с толком, с расстановкой, а главное — с ощущением внутренней радости, потому что горе нам, если мы не благовествуем.

Соответственно, для меня, скромного красносельского пастыря и духовника обители, по совместительству — педагога нескольких школьных и высших учебных заведений, каждая встреча с человеком, который ждёт и жаждет пастырского вразумления, — это поприще, которому я должен отдать в данный момент и на данном месте все свои душевные и телесные силы. И в этом — большая тайна пастырского делания. Если я приучаю себя вкладывать частичку души в это делание и оплодотворять сердечным чувством даже те две-три фразы, которые произношу для телезрителей, то благодать Духа Святого в тот же час неким эхом отзывается в моей душе.

Вспомним совет преподобного Серафима Саровского: «Всё, что ни делаете, — повторяет он мысль апостола Павла, — совершайте во славу имени Господа Иисуса Христа, ради стяжания Святого Духа».

А Дух Святой осеняет нас только тогда, когда мы трудимся засучив рукава.

Никто, делая что-то с неохотой, с расслаблением, кое-как, по остаточному принципу, для галочки, для видимости, Духа Божьего ноздрях в своих не почувствует.

Но когда ты выкладываешься на все сто, когда хочешь трудиться со знаком качества и при этом предоставляешь Господу Богу сказать о тебе слово, посвящаешь Ему своё дело: «Да святится имя Твое чрез мою скромную словесную внешнюю деятельность», — вот тогда душа твоя будет чувствовать то удовлетворение, то вдохновение, то второе дыхание, которые для пастыря и есть подлинная, нетленная пища.

Протоиерей Артемий Владимиров"

Есть такое искушение в жизни священника...
отсюда

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Хабаровске сразу несколько водителей автобусов остановили свои машины, чтобы справить дневной намаз. Ради этого святого дела водители высадили пассажиров. Но тут неожиданно оказалось, что многих пассажиров почему-то возмутил такой заурядный поступок водителей и они обратились с ...
Как говорится: "Путь к сердцу мужчины лежит через его желудок!" Все пообедали? Чем обедали? А у нас сегодня на обед был борщ со сметаной! Очень его люблю) А вы? Как варите? Сегодня борщ на мясном бульоне, говяжьем (бывает, варю и постный), с ...
Это не боевик, а реальные кадры из американской жизни (2006 год). Мужик прямо в суде(!) застрелил жену, сына и несколько присутствующих, затем ранил на улице около 20 прохожих и гонявшихся за ним полицейских... В итоге и сам был застрелен. Наши ...
Арт-директор и вязальщица Джессика Дэнс придумала действенный, по ее мнению, способ сказать об этом миру... Да и самой себе. Джессика ( Jessica Dance ) ...
Что-то с зимой у нас в этом году совсем плохо. То снег метет и минус 15, то дождь и ветер. Причем снег, любое его количество, тает ровно за один день. Представляете, как меняется погода, что снег тает за день? Погодные качели не очень хорошо сказываются на самочувствии. Был бы мороз со ...