Если не протирать звезды каждый вечер, то они потускнеют...

Лес, туман, река, одинокое существо один на один с таинственным миром, который то ускользает, то проявляется. В этом есть что-то дзенское — путь познания через отказ от познания. И тут же — малиновое варенье, самовар на можжевеловых веточках, бесчисленные звёзды над головой. Сюжет этой необыкновенной картины знаком нам всем еще с детства, а над вопросом о её смысле можно думать всю жизнь, и каждый раз ответ будет разным.
Будущий создатель В«Ежика в туманеВ» начал работать на студии В«СоюзмультфильмВ» в 18 лет. Работал он художником, который В«оживляетВ» созданные другими образы. Так Норштейн оживил персонажей десятков картин, в том числе В«ЛевшиВ», В«Как один мужик двух генералов прокормилВ», В«Каникул БонифацияВ», В«Моего зелёного крокодилаВ», В«ВарежкиВ», В«ЧебурашкиВ» и другие.
Юрий Норштейн в студии
Через шесть лет работы
на В«СоюзмультфильмеВ» Норштейну дали-таки первую
самостоятельную постановку — идеологическую картину
о революционных событиях 1917 года. Получившийся фильм
"
Потом последовала череда картин по мотивам народного
творчества В«Лиса и заяцВ» и В«Цапля и журавльВ». И,
наконец, он — В«Ёжик в туманеВ».
Объясняя на студийном
худсовете, про что, собственно, кино, Норштейн процитировал
Данте:
В«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу...В»
В«Ёжику в туманеВ» с трудом удалось пробиться в прокат, фильм выпустили на малый экран кинотеатра В«РоссияВ». К всеобщему удивлению, он четырнадцать месяцев собирал полный зал. А спустя более 20 лет в 2003 году в Токио, на опросе кинокритиков В«Ежика в туманеВ» назвали лучшим фильмом в мировой анимации.
Сам Норштейн своего ежа не жалует. Когда его спрашивают про этот фильм, он травит байки, рассказывает о том, как его бессменный оператор Александр Жуковский сочинил афоризм В«Лучше портвейн в стакане, чем ёжик в туманеВ», и всячески убеждает собеседников, что на съёмках они просто валяли дурака. И каждый раз напоминает, что ему более дорог и ценен фильм В«Сказка сказокВ».
В«Это должен быть фильм о памяти. Помните, какой длины были дни в детстве? Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день. Все истины были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба и товарищество стояли превыше всего. То вечное откладывание жизни на завтра, которое постигает многих с возрастом, та жизнь абы как, дружба — не дружба, радости, не узнаваемые как радости, — от солнца, снега, ветра, гуляния, от вымытой гладкой тарелки, от собак, кошек, — это пережидание судьбы пусть нас минует. Не об этом фильм...В»
В 1984 году в Лос-Анджелесе по результатам международного опроса, проведенного Академией киноискусства совместно с АСИФА — Голливуд — фильм, В«Сказка сказокВ» признан В«лучшим анимационным фильмом всех времен и народовВ».
Жена, друг и соратник Норштейна — художница Франческа Ярбусова.
С 1981 года и по сей
день Норштейн работает над масштабным проектом —
анимационным фильмом В«ШинельВ» по мотивам повести Гоголя.
И все это время аниматор лишь дважды останавливал работу.
Первый раз, когда снимал заставку к передаче "Спокойной
ночи,малыши":
В«Я сделал ее в 2000 году,
на 3 минуты ушло полтора года работы. Ее полгода
показывали, потом ее убрали. Когда японцы узнали, что
в России она нигде не идет, они захотели ее купить.
Обратились на Первый канал, но там заломили такую цену,
что японцы крякнули. И на том все кончилось. Заставка
лежит на полкеВ».
Эскиз к фильму В«Спокойной ночи малышиВ».
Ещё полтора года понадобилось для того, чтобы снять двухминутный фильм для японского киноальманаха В«Зимний деньВ» по хокку Басё:
В«Безумные стихиВ»... Осенний
вихрь...
О, как же я теперь в своих лохмотьях
На Тикусая нищего похож.
В 1989 году Норштейн показал несколько минут рабочего материала В«ШинелиВ» на международном киноконкурсе в Монреале. Кадры оказались настолько феноменальными, что впервые в истории фестивалей не фильм, а всего лишь рабочий материал к нему был удостоен приза.