Ещё про инициацию: почему она так ужасна должна быть
ru_philosophy — 05.03.2010Недавно, в рамках проекта "Год Мамардашвили в Перми" (инициатор общество "Арт Модерн"), в пермском книжном магазине "Пиотровский" прочитал лекцию "Мамардашвили и время" (есть видеозаписи и предыдущих выступлений в рамках "года": "Мамардашвили и Пятигорский", "Мамардашвили и Чаадаев",
"Мамардашвили и Решетов", однако, пока ни одного из них, по техническим причинам, не можем выложить в Интернете. Может быть, успеется к конференции "Мамардашвили и время", которая состоится в Перми в конце сентября 2010 года, хотя бы в виде одноименного диска, наряду с одноименным трактатом (!).
Что касается конференции, сообщаю, что оргкомитетом принято решение продлить срок принятия заявок и статей до 10 августа 2010 года (было несколько обращений об этом, и , видимо, не учли еще и фактор "лето", а также технические заминки в информационном письме http://nabi-balaev.livejournal.com/13415.html, http://obshestvo.org/?p=244)
Здесь публикуется фрагмент подготовительного материала на вышеуказанную тему(а в блоге "Пиотровского" выйдет другой текст), который, на мой взгляд, является вполне самодостаточным:
"Вот рождается философ – всем смертям назло. Казалось бы культуре, в которой он родился, повезло. Ан нет!
Во-первых, культура щетинится как ежик, из-за того что она обнаружена, определена, названа (так или иначе: «несчастной», «трагичной»,
«драматичной» и т. д.) Во-вторых, инерция покоя нарушена, разрушено пространство ее надежды. И, конечно же, собственно суть культуры задействована как пробуждение и поиск форм ее бытия.
Тут и возникают трагедии и драмы. Собственно, как философ самоопределяет себя: экзистенциалистом-нытиком, феноменологом-критиком или философом – свидетелем, вмещающим в с е в р е м я в своем мгновенном решении, и потому способный не просто критиковать как, например, Сартр или Камю, или Гуссерель и Хайдеггер – содрогаясь и сокрушаясь в надежде и в трудах праведных (правда в некой немецкой задумчивости что ли), а критиковать не критикуя – молча, собственным примером – и примером мыслителя – являя формы понятности, отвечая на вопрос Канта – «как это вообще может быть…»
Таким ракурсом предвиденное время, такое зеркало одиночества и совпадения с собой во времени, и в таком опыте мысли различаемое – вот что поддиктовывало Мерабу Константиновичу судьбу мыслителя в культуре: не для сознанья, не для оправданья, не для «критики», а для молчаливого очерчения границ, «первообраза» (кто бы сказал «архетипа») и перспективы – осознавая задачи и формы их решения.
Как мыслитель, во-первых, подумать, во-вторых, создавать язык думанья – или воссоздавать онтологическое пространство мысли, «с собственными руками и на свой страх и риск», в-третьих, не оглядываться – первородными глазами и слезами удивления разливая гранит прозрения (то, что потом приходится грызть представителям естественных наук).
Поэтому его судьбу как мыслителя можно воспринимать как мыслитель немыслимостей, - создающий с собственным существованием возникающие объекты мысли, именно в таком ракурсе увиденные и описанные.
Как иначе Пушкиным восхваляться, Селином «щеголять», и Канта-то Канта (!), самого кенигсбергского светоча темного назвать и царем и неудачником (говоря, что он – одновременно «завершающая фигура эпохи Возрождения» и автор «уродливых» по форме книг). Я уже не говорю о его «грузинском гоноре» над Грузией и над ее антиисторичностью, выраженным в масштаб: «Я тут живу энное количество столетий…»
Вот это - возникновение «Грузии», «России», «Европы» не как объекты данные, а в той мере, в какой мыслитель с собственным существованием порождал их как объекты мысли, как свое историческое тело, как ему адресованное пространство бытия – или небытия, и поиск и обоснование возможностей параллельного существования и сотрудничества, опыт форм события и различения – собственной миссии и культурной формы в ретроспективе и перспективе и характеризует этого героя высоких страданий «как чудо невозможное» просто потому, что – как говорится – этого просто не может быть… Именно поэтому он и явился предметом авторских раздумий – как таковое вообще может быть…"
PS: Кстати, глядя на заявки, думаю, что, скорее всего, пермские ученые не информированы о конференции.