Ещё одно дитя энергетического кризиса.

топ 100 блогов guriny17.02.2016


   Однажды я выкладывал фотку американского электровоза, построенного благодаря энергетическому кризису 70-х годов. Когда арабские страны перестали поставлять свою нефть тем государствам, которые поддерживали Израиль. Нефть, мазут, бензин, керосин и дизельное топливо тогда сильно взлетели в цене. И железнодорожные компании на Западе стали крепко подумывать о переходе на электровозы. 
    Этот французский агрегат называется Z7001 или "Зебулон". Снято на вокзале в Бордо в 1975-м году. Автор снимка Жан-Марк Фрибур.  
      Сотворили "Зебулона" из головного вагона попавшей в аварию электрички. Приварили обтекаемые переднюю и заднюю часть. В общем-то ничего особенного. Чем-то подобным в те же годы и чуть раньше занимались и в СССР, и в США. Тоже брали обычные вагоны и приваривали обтекаемый передок для экспериментов с высокими скоростями. Правда использовали не электрическую, а реактивную тягу.
     Только вот потомкам "Зебулона" была суждена жизнь долгая и счастливая в отличии от экспериментальных разработок как советских, так и американских.     

Ещё одно дитя энергетического кризиса.



     Французская программа строительства высокоскоростных поездов началась в конце шестидесятых. Тогда же был придуман и первый поезд TGV. Правда в те годы аббревиатура TGV обозначала немножечко не то, что сейчас. Сейчас это звучит как Train de grand vitesse (поезд высокой скорости). А тогда, в конце 60-х было Turbine de grand vitesse (турбина высокой скорости). И первый высокоскоростной поезд был газотурбинным. 

Ещё одно дитя энергетического кризиса.

       Он имел пять вагонов - два моторных и три пассажирских.  А также скруглённую клиновидную форму передней части, оранжевый цвет, и был артикулированным. То есть тележка приходилась на стык между вагонами. За счёт этого уменьшается масса поезда, зато становится труднее его обслуживать. Потому что уже нельзя взять и просто отцепить один вагон от состава. Нужно сначала приподнять край вагона, потом поставить на рельсы другую тележку и подкатить её под вагон.

Ещё одно дитя энергетического кризиса.

    Франция в то время имела уже опыт строительства газотурбинных поездов RTG. Эти поезда поставлялись в Египет и США. А один из них мельком показали в фильме "Тутси", который был в прокате и в СССР. В школьные годы чудесные я смотрел этот американский фильм и обратил внимание на странный поезд, на котором ехали главные герои.
     В общем первый TGV был дальнейшим развитием темы скоростных газотурбинных поездов. Просто скорость решили увеличить. Со ста шестидесяти километров у RTG до двухсот и более.

 А таким был интерьер первого газотурбинного TGV.Ещё одно дитя энергетического кризиса.

       И вот тут в мире разразился энергетический кризис. Топливо стало стоить дорого, что для прожорливого газотурбинного поезда было очень и очень плохо. Эксплуатация высокоскоростных газотурбинных поездов могла стать запредельно дорогой. И французским инженерам пришлось думать о проектированиии совершенно нового подвижного состава.
     Так в 1974-м году появился "Зебулон". Имя это было взято у какого-то телевизионного персонажа тех лет. Его построили исключительно для экспериментов. Поэтому над дизайном мудрить не стали. Никто не хотел придать ему запоминающийся и уникальный облик. Вагон от электрички с приваренными обтекаемыми концовками и всё. Вероятно Зебулон был каким-нибудь забавным персонажем вроде Шрека. И кто-то из инженеров, глядя на простоватую мордочку нового изделия, просто решил пошутить. Под этим именем он и вошёл в историю.

Ещё одно дитя энергетического кризиса.

   На "Зебулоне" обкатывали всё, что могло пригодиться при строительстве новых, уже электрических, "поездов высокой скорости". Тележки, подвеску, тяговые электродвигатели, тормоза и специальные скоростные пантографы. Испытывали его на прямом участке дороги между Бордо и городом Дакс.

Ещё одно дитя энергетического кризиса.

    Разгоняли "Зебулона" до максимальной скорости в 309 километров  в час, что кстати было на десять километров меньше, чем максимальная скорость газотурбинного TGV. Почти за два года испытаний "Зебулон" прошёл миллион километров, 25 тысяч километров были пройдены со скоростями около 300 километров в час.
      Эксперименты, проводившиеся на "Зебулоне" стали основой для создания новых электрических поездов TGV. И через два года после завершения экспериментов из заводских ворот выехали два поезда, очертания которых скоро стали известны всему миру. Им дали уже более "человеческие" собственные имена - "Патрик" и "Софи". А в 1981-м году была открыта первая во Франции высокоскоростная магистраль Париж-Лион.

Ещё одно дитя энергетического кризиса.

    Первый поезд TGV001, тот самый газотурбинный, расцепили. Голову и хвост его поставили на вечную стоянку в качестве памятников в двух разных городах Франции. Чтоб люди знали, с чего началась эра высокоскоростных магистралей в Европе. Только вот о "Зебулоне", вклад которого в создание подвижного состава для ВСМ был огромен, не подумал никто. И от родоначальника всего огромного и блестящего семейства поездов TGV остались одни фотографии.

Ещё одно дитя энергетического кризиса.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В прошлый раз, когда мы собирались в кафешке после встречи у Мариинского дворца, мы договаривались о месте встречи. Ещё в начале августа появился план, как и москвичи, устроить шествие в День флага. Акцию мы планировали в режиме средней ...
Знакомьтесь – Вера и Иван Тютрины. Она – актриса, он – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой Сибирского медицинского университета и очень известный томский бизнесмен. И если его карьера складывалась удачно, то в Томском областном театре ...
Заявление Яценюка о том, что Украина в течение 10 дней расплатится по долгам за газ, если будет возвращена прежняя цена, которая действовала "для Януковича". выглядит, конечно, откровенным хамством. Обсуждать его, естественно, никто не станет - раз такую цену давали "под Януковича", то и ...
Будучи пойманным с поличным за размещение фейкового плаката Кукрыниксов https://colonelcassad.livejournal.com/5229221.html , либеральный "историк" Дымарский взялся разъяснять, что фейк, это на самом деле не фейк, а информационный продукт с ПРАВДИВЫМ содержанием. Всего лишь за сутки ...
Как же тепло! Какие замечательные дни! Пишу пост, а сама уже одной ногой на улице))) У нас весна, теплый воздух, легкие куртки и местами немного зелени:) Очень хочется, чтобы такая погода продержалась еще немножко, чтобы вдоволь нагуляться) Вчера ...