Еще один «странный» праздник

За 6 лет мы, кажется, стали привыкать ко дню «Народного единства», и теперь хотя бы половина россиян, по данным опросов, выучила название этого праздника. Но сомнений меньше не стало. Поторопились с этой датой по всем статьям. А в результате получили еще один странный праздник.
Не только и не столько литовско-польско-шведская (литовцев
больше всего набежало) интервенция происходила в те годы. На Руси
уже несколько лет буквально полыхала настоящая гражданская
война.
То первого Лжедмитрия на царство венчали, то его, царя, на плаху
отправили, а на сторону Лжедмитрия II перешло чуть ли не
большинство русских городов…
К лету 1610 года сложилось три почти равнозначных политических
центра: Москва с царем Василием Шуйским, Калуга с Лжедмитрием, плюс
войска польского короля Сигизмунда под Смоленском. Поднадоевшего
неудачника Василия свергли в июле, и Боярская Дума обратилась к
Сигизмунду как все же к настоящему королю. Преподносится это как
измена, а на самом деле все было по закону: Рюрика тоже в свое
время импортировали.
Сын короля Владислав по договору принял присягу москвичей, а бояре
быстро начеканили с новым царем монеты. Но православным он так и не
стал и венчан на царство не был, хотя, по иронии истории, еще до
1634 года именовался Великим князем московским в ущерб царю Михаилу
Романову.
Получается, что народное единство в 1612 году ополчилось на
практически законного царя. И говорить вслед за Григорием
Явлинским, что «гражданское общество» стало главной силой в
ликвидации Смуты, по меньшей мере, наивно. В ополчении Пожарского
не было представителей многих русских городов. И еще до 1618 года
казаки и всякий другой люд бунтовали и шатались по разоренной
стране, доходя почти до Москвы. В этом же году Михаил подписал
перемирие с Польшей, отказавшись от большого куска своей земли.
И где же тогда единство?
Понятно, что сама дата откровенно выбрана в пику 7 ноября и
совпадает с церковным праздником – днем Казанской иконы Божией
Матери. У меня складывается впечатление, что «освобождение Москвы»
до сегодняшнего дня толкуется прежде всего как борьба православных
с католиками, русских с нерусскими. А здесь уже рукой подать до
национализма, «России для русских» и проч.
Несмотря на слова наших политиков, которые, не утруждая себя
историческими подробностями, однозначно говорят, что в этот день
«Москва была освобождена от польских интервентов», на самом деле и
этого не было. Литовско-польский гарнизон был выдавлен из
Китай-города в Кремль, но его капитуляция произошла позже.
Может, вспомнить еще и о том, что в ночь на 4 ноября 1648 года у
царя Алексея Михайловича родился первенец Дмитрий? Радости тогда
много было, это же наследник престола.
История - очень точная наука. Но ее неизбежно кто-то всегда хочет
подогнать под политику, а получается конфуз.
Кроме того, в очередной раз поляков обидели, а им и так есть за что
на нас обижаться.)
Или я преувеличиваю?
|
</> |