Еще о сибирском хозяйстве

топ 100 блогов schriftsteller13.11.2010 Не будет открытием утверждение, что в Сибири невозможно рыночно конкурентноспособное хозяйство, если понимать рынок в глобальном значении. Слишком много тратится на производство, по сравнению с другими странами, особенно лежащими в тропическом и экваториальном зонах. В Западной Сибири - 30 долларов за баррель, в Восточной Сибири - 80 долларов за баррель, против 1,5-2 долларов в Саудовской Аравии. Плюс весьма дорогостоящая транспортировка.
Урожайность пшеницы в Сибири составляет всего 14% от французской урожайности, и в Сибири нужно вспахать в семь раз больше пашни, чтобы получить тот же самый результат, с соответствующими расходами и себестоимостью.
Подобных примеров можно приводить в огромном количестве. Вывод простой из всего этого - рыночное хозяйство в Сибири невозможно, оно просто не сумеет ничего продать и вскоре обанкротится. Торговать на рынок так, как это делается сейчас, можно только лишь за счет проедания советского основного капитала и всех возможностей, созданных советской экономикой. Если внимательно посмотреть, то все такие капиталисты в Сибири только и делают, что донашивают советские мощности и выводят полученную прибыль за рубеж.
Об этом говорилось много, и в основном в ключе, что какие это сволочи - не хотят в Сибирь ничего инвестировать. Конечно, лучше прикупить активы в более теплой стране с совершенно другими издержками.
Поскольку советские мощности не беспредельны и весьма изношенны, то становится понятно, что пространство для рыночного хозяйства в Сибири сокращается как шагреневая кожа, с каждым годом. Где-то через 10-15 лет, а скорее всего, и того раньше, наступит момент, когда рыночникам придется поневоле убраться из Сибири, поскольку что-то производить на продажу на мировом рынке станет невозможно. А легкодоступных и высоколиквидных ресурсов уже не осталось. Все растащено до нас.
В постсоветской России была выдвинута такая концепция организации хозяйства: мол, достаточно найти несколько видов относительно легкодоступных ресурсов (нефть, газ, уголь, частично металл и лес), гнать это все на продажу, а на вырученные деньги закупать за рубежом все необходимое, начиная от оборудования, и завершая потребительскими товарами. По сути своей, это идея "волшебной палочки", которая якобы позволяет жить, не работая. На деле же, это была просто эксплутация все того же советского наследства и плодов труда целых поколений в советское время.
Теперь начинается веселая эпоха, когда ложка стала явно скрести по донцу котелка. Прежнего изобилия нет, и не будет. Это пока не признается открыто, но судя по некоторым признакам, неотвратимость краха этой экономической модели осознается все более широко и более ясно, чем еще пару лет назад. Только тем, кто держался за эту идею, больше нечего предложить, и они уже начинают испуганно метаться в поисках выхода.
Ладно, оставим этих несчастных наедине с их проблемами и рассмотрим складывающееся положение с другой стороны.
Во-первых, складывающееся положение - это, на самом деле, хорошие условия для тех, кто не боится труда и умеет думать. В новой ситуации, когда больше нет легких денег, именно эти люди неизбежно станут лидерами и руководителями. Потому перед сибиряками вопрос стоит ребром: или раскачать свои навыки и умения до высокого уровня, обеспечивающего вольготную жизнь и развитие, или погибнуть.
Во-вторых, нерентабельность рыночного хозяйства в Сибири - это на самом деле наилучшая защита нас от сволочной и зверской модели современного капитализма, жрущей людей ради сверхдоходов и личных бонусов. В Сибирь корпорации не пойдут, сюда не будет переноса производства, и связанной с этим делом бесчеловечной эксплуатации рабочих, как это есть в целом ряде стран, в том же Китае. В Сибири невыгодно развязывать войны ради добычи какой-то там руды, как это делается в Африке. И это очень хорошо для сибиряков, поскольку до этого многие нации, не успев оформиться и набрать силу, угодили в тиски корпораций и в рабство, слегка прикрытое суверенитетом и формальной независимостью.
Потому нам не нужно ломиться в мировой рынок, соглашаясь на все его условия. Это будет обмен шила на мыло, и приведет к той же самой колониальной эксплуатации, только в профиль.
Что мировому рынку нужно от нас? По сути, ничего. Мир прекрасно проживет и без Сибири, как поживал себе до сих пор. Ископаемые ресурсы есть во множестве мест, и есть целые страны, которые специализируются на добыче и продаже, причем у них и стоимость сырья пониже будет, и могут отгружать сырье морем, что для нас недоступно. Ничего же другого остро необходимого для мирового рынка и привлекательного для его хозяев, в Сибири нет.
Что нам нужно от мирового рынка? Если брать потребление - то ничего. Сибирь обеспечена всеми видами ресурсов, которые могут покрыть любые потребности, из которых можно производить любые потребные товары. Более того, из того, что нам остро надо, на мировом рынке найти трудно и стоит это дорого. Это хорошая зимняя одежда, вездеходы, аэросани, морозоустойчивое оборудование и машины, и прочая подобная экзотика.
Нам от мира требуется совсем немногое: некоторые знания, некоторые технологии (из числа тех, которые не пылятся годами в патентных базах и которые трудно развить самим), а также некоторое оборудование, которое проще заказать. Список весьма ограничен.
Потому сибирское хозяйство, в силу этих условий, будет ориентировано на самообеспечение сибиряков, с весьма ограниченными связями с мировым рынком. Скажут, что это следование советской модели. Да, советский опыт весьма поучителен и он показывает, что это вполне возможно. Только в нем не было того, что нужно нам, и что будет создано - полноценного и регулярно обновляемого потребительского стандарта (то есть набора товаров, которые обеспечивают комфортную жизнь в наших условиях, с учетом их износа и необходимого обновления), а также развитой системы индивидуализации товаров. Причем, ставка будет делаться не на одноразовые товары и вещи, а на то, чтобы они послужили достаточно долго. Нам все равно дорого платить за товары, и это обстоятельство вынуждает к тому, чтобы делать их прочно, добротно, красиво, индивидуально.
Само по себе создание такого потребительского стандарта, его совершенствование, разработка истинно сибирских вещей - это дело, требующее большой изобретательности и творчества. Я думаю, что это может стать общественным делом, своего рода хобби и развлечением, приложением творческих сил. Полностью роботизированное производство будет занято переработкой сырья, изготовлением материалов, поточным выпуском стандартизированных полуфабрикатов товаров, тогда как люди будут заняты индивидуальной подгонкой и индивидуализацией вещей.
Это совершенно другая экономика, сильно отличная от того, что сейчас везде понаделано. Такая экономика, такой стиль потребления требует от всех ума и творческого подхода. Будет невозможно, как сейчас, пробежаться по моллу и нахватать всяких вещей, тут почти все будет делаться на заказ, по индивидуальной мерке и фасону. Но в этом-то и сила сибирской экономики. Огромная, могучая сила. Для такого обществе не страшны катаклизмы, как за счет приличного запаса прочности вещей, так и творческой способности населения. Нам такая сила крайне необходима для выживания, и для реализации различных амбициозных целей.
А вот чем торговать с миром? Во-первых, тем, что у нас в огромном избытке - например, лесоматериалы. Только в СФО только расчетная лесосека достигает 200 млн. кубометров, при том, что годовой прирост леса достигает 300-400 млн. кубометров. Грамотное и бережливое лесное хозяйство обеспечит нас широким спектром сырья и материалов, а также даст сырье для производства продукции экспортного фонда.
Во-вторых, своими товарами. На фоне одноразовых китайских поделок, правильные сибирские товары будут смотреться очень выгодно и будут иметь хороший сбыт, несмотря на высокую цену. Бренды и грамотная реклама резко увеличат доходы от такого товарного экспорта.
Но стоит подчеркнуть, что тут экспорт - вовсе не самоцель. Это средство, инструмент для поддержки развития. С помощью экспортных доходов добываются знания, технологии и необходимое оборудование.
Если речь идет об экспорте полуфабрикатов, например лесоматериалов, которые составляют общественное достояние, то тут доходы делятся: 50% идет в фонды развития, а 50% распределяются на накопительные счета для всех сибиряков. Природные ресурсы - общественное достояние, и потому выгода от их использования должна доставаться всем. Если же кто-то придумал продукт и успешно его продает, в том числе на экспорт, то он, конечно, имеет все права на свой доход.
Кратко говоря, рынок нам - не друг, не товарищ, не брат. На рынок нужно ходить по необходимости, а не жить по его указкам. Мы вполне способны обеспечить себя сами. Наконец, нужно все же придерживаться принципа, что человек - это не тягловый скот. Отказавшись от излишне активных контактов с рынком, мы также отказываемся покупать товары, сделанные руками современных рабов, как в буквальном, так и в переносном смыслах. Сибиряки - люди свободные, и желают все того же.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Рассмотрение и развенчание популярного мифа о «золотом миллиарде», как о действительной возможности оказаться в мире «доступных благ» - пускай и ценой страданий других – позволяет выйти и на другие популярные мифы современности. Точнее сказать, на весь тот «мифологический корпус ...
Нашла смешное - песня Щербакова о Докторе Хаусе (ну, как будто о Хаусе; очень подходяще): Между прочим. Московские любители автора-исполнителя Щербакова М., имейте в виду, есть (пока что) три свободных столика в "Гнезде Глухаря" (девятое ...
Белорусская республика высылает посла республики Латвия в 24-часовой срок. Неужели Лука на этот раз не соссыт..... и таки отдаст Приказ нашей армии "Раздавить гнездо нацистской гадины в ...
Уровень жизни россиян сегодня на 20% выше, чем в СССР. Результаты подсчетов сообщил Алексей Кудрин, глава Счетной палаты, бывший министр финансов. Причем Кудрин назвал даже этапы восхождения. Можете сравнить, проверить личными ощущениями. В 2003-2004 годах был восстановлен уровень ...
Чем обусловлена разница в надевании/снимании одежды, между мужчиной и женщиной? Я сейчас не имею в виду персональные фишечки, типа того, что я могу ввернуться в любую совершенно вещь с изнанки, не выворачивая, или сестра моя, простите, снимает ...