Еще о просветительском законе
congregatio — 26.04.2021
Ради объективности даю и другое мнение о новом законе. Я все еще
считаю, что написан он именно так, чтобы привлечь можно было любого
и за любое, но я не юрист. Как и для чего писались законы об
оскорблении чувств верующих, об иноагентах и о пропаганде фашизма,
я тоже помню. И вижу, как на самом деле работает тот же, например,
закон о пропаганде порнографии или гомосексуализма "среди
несовершеннолетних".
А что будет с этим законом на самом деле, не на бумаге, а в
реальности - посмотрим. Впрочем, он и в таком лайт-варианте
омерзителен.
* * *
Взято
из телеграм-канала Черных и его
коростели.
В выходные мы внимательно изучили новое положение о
просветительской деятельности, которое разработало Минпросвещения.
Это тот самый документ, который вводит очередной запрет для
«НКО-иноагентов». Он написан очень мутно и неясно; мы поговорили с
чиновниками, юристами, самими «иноагентами» — и вот что удалось
понять.
1) как пояснили в Минпросвещения, новые правила
распространяются на «школы, вузы, театры, библиотеки» и тому
подобные организации. Неважно, частные или государственные.
То есть, в кафе или баре вы пока можете читать лекцию
свободно. А вот для любого выступления в сельской библиотеке или
единственном в райцентре ДК — уже по новым правилам.
2) Что это за правила? Прежде всего, для любой лекции,
выставки или дискуссии надо будет заключить официальный договор с
администрацией учреждения. Даже если вас просто попросили
рассказать школьникам/студентам о своей профессии — сначала надо
пройти все бюрократические круги. Да, даже ради одного часового
выступления.
3) И это не формальность. К каждому такому стороннему
«лектору» теперь предъявляются такие же требования, как и к
профессиональному педагогу. С теми же ограничениями, что
установлены в ТК для педагогической деятельности. Например,
«лектор» обязан иметь высшее или среднее профессиональное
образование.
Меня, например, периодически приглашают пообщаться со
студентами журфаков — рассказать о работе, ответить на вопросы и
тд. Но вот беда — у меня есть 15 лет опыта работы в профессии, но
нет высшего образования. Согласно новым правилам, мне больше нельзя
будет выступать перед студентами в вузе (зато в кафе все ещё можно,
и на том спасибо).
4) Ну а теперь, наконец, об иноагентах. Новые правила просто
запрещают «научным, образовательным, культурным» организациям
заключать договор с НКО из реестра так называемых «иностранных
агентов». Никакого объяснения этому в документе нет.
Здесь надо вернуться в 2014 год и вспомнить «иноагентское»
постановление Конституционного Суда. В котором много раз
подчёркивается недопустимость «государственной дискриминации» так
называемых «иноагентов» по сравнению с другими НКО. Подчёркивается,
что «иноагенты» имеют право заниматься «исследованиями и
обучением». И что государство не должно вмешиваться в деятельность
«иноагентов» или «осуществлять контроль за целесообразностью ее
содержания».
Очевидно, что проект Минпросвещения нарушает это постановление
Конституционного Суда.
Так же очевидно, что это никого уже не волнует.
5) В статье пришлось поставить четыре приписки о том, что
эксперты «внесены в реестр иностранных агентов». Пока это для меня
рекорд. Боюсь, ненадолго.