
еще и ведет


Подумал о том, что никак не могу сформировать устойчивое мнение об этом творчестве. С одной стороны оно очевидно вдохновляющее – тут же хочется взять и тоже что-то такое нарисовать. С другой стороны – хотя я и видел эти картины в интерьере – не знаю, хотел бы я повесить их на стену. Кажется это именно такая – альбомно-выставочная история, не такая вещь, с которой можно прожить месяц или даже десятки лет. Точно они (эти картины) не обладают достаточной визуальной глубиной. И дело тут не в графическом аскетизме (какой-нибудь Ци Байши) тоже легок и прост, но каким-то совсем другим способом.
Дальше. Если зайти на pinterest, там будет просто море «симпатичных дизайнерских картинок», профессионально сделанных, гармоничных, крепких. Но, не смотря на все их разнообразие, от них довольно быстро начинает тошнить, какие-то они все одинаковые в чем-то главном, трудно объяснить. Но картины Вана (при всей своей формальной схожести) устроены совершенно не так. Если с чем-то сравнивать, то я бы вспомнил Олега Целкова с его «мордами» – как человек открыл для себя некий «художественный ход», с которым можно прожить всю жизнь. Это уже не «ход», а дверь в новую вселенную, которая с каждой новой картиной не истощается, а наоборот – ширится.
Легко решить, что вся эта длинная серия – иллюстрации к детской книге, благо и слова на этих картинах тоже присутствуют. Но ясно ощущается, что история эта совсем не детская, это мир именно взрослого человека, почти демиурга, решившегося от распирающей его энергии выплеснуть ее наружу, структурировать, завести и разрешить ей крутиться почти по собственной воле. М. как-то спросила Вана, как ему удается придумывать такое количество сюжетов, на что Ван ответил, что сюжетов у него в голове столько, и они поступают с такой скоростью, что если бы у него было сто рук, то он и тут бы не поспевал за своим воображением.
Ну и про тексты. Нельзя сказать, чтобы они мне как-то сильно нравились. Но без них картины были бы другими – точно зрителю (в данном случае мне) требуется некий толчок, чтобы встать на нужные рельсы и потом уже покатиться в требуемом направлении. Впрочем один стих я помню (а картину, к которой он относился – нет): «Так и умру от тоски со своей волшебной рукой». Давно это было написано и, к счастью, не сбылось. Волшебная рука она не только рисует, она еще и ведет.
|
</> |