Эпидемия, информация, солидарность.

Извините, что я опять об этом, но озлобленная реакция интернета
на посты о ковиде не выходит у меня из головы. Тем более, что даже
вроде бы приличные люди, знакомые, начинают вещать в том же
духе.
Давайте поговорим в общем и целом. Пока без учета общественного
строя и т.д. Вот вообще какие-то бедствия, затрагивающие всех -
падение крупного метеорита, цунами, та же эпидемия - они вообще
возможны? Или этого в принципе быть не может?
Какой должна быть при этом информационная политика властей?
Предположим, у нас был бы какой-то идеальный строй. например,
социализм. Я не имею в виду сейчас непосредственные физические
действия - они зависят от конкретного бедствия. Я имею в виду
информирование населения или его отсутствие.
Например, у либералов принято честить власти СССР за
то, что в первые дни Чернобыльской катастрофы население Припяти и
окружающих городов не проинформировали о случившемся. Мы же
понимаем, что не проинформировали именно ради того, чтобы не
началась паника, и чтобы люди не ломанулись из города куда глаза
глядят толпами. Вместо этого спокойно и организованно вывезли все
население в течение недели.
Но уже ради этого ведь надо было людям что-то сообщить, правда? И
потом-то, постепенно ведь всех проинформировали, и меры приняли
все, какие нужно. Углубляться сейчас не буду, желающие могут сами
поинтересоваться, выбирая неангажированные источники.
Вообще СССР принято ругать за то, что "людей не информировали",
"все скрывали". В позднем СССР ходило множество слухов и страшилок
- от историй о маньяках до ужасов о "нитратах в колбасе" и
"радиации".
Якобы власти скрывали. Ну и действительно, разоблачение подобных
историй широко не велось, то есть власти просто ничего на эти слухи
не отвечали (а может быть, даже и не всегда о них знали).
Специалисты были в курсе. Но поскольку о подобных вещах в принципе
не писали в СМИ, не говорили ничего подробно - то широкие слои
населения продолжали радостно распространять ужастики и думать, что
"власти скрывают". Перестройка оказалась мощным катализатором этих
процессов. Якобы от нас "скрывали" даже репрессии 30х (кто скрывал?
Те, кого это хоть как-то касалось - прекрасно знали, об этом
говорили и даже иногда писали. Просто не чесали гондурас постоянно
- это да).
То есть действительно получается, что не говорить о каких-то
происшествиях (бедствиях) - нельзя, слухи будут распространяться
дикие, гораздо хуже того, что есть на самом деле, и власти еще и
будут обвинены в "специальном сокрытии".
Современные власти ругают за то, что они "постоянно бомбардируют
новостями о ковиде", и это "угнетает". Но ведь реакция на такую
"бомбардировку" - очень индивидуальная. Скажем, мои пожилые
родственники с хроническими болячками просто уехали на все лето и
даже осень в деревню и там самоизолировались на свежем воздухе.
По-моему, прекрасный результат. Они не напуганы (простите. но чем
можно напугать поколение детей войны?), не в панике, но они приняли
меры, и это хорошо.
А представьте семью, в которой кто-то умер или просто тяжело
переболевшего человека, у которого остались осложнения. И вот эти
люди в СМИ слышат только о поющих вагинах и разборках в Карабахе, а
новости о том, что люди массово заражаются, что люди умирают,
находятся где-то на 6-й странице, если специально поискать.
По-моему, у них возникнет обоснованное подозрение "власти
специально скрывают".
Но бывает и отрицательная реакция, и она есть у тех, кого пока
ковид никак не коснулся. Они живут себе обычной жизнью, работают,
ипотеку выплачивают, у них какие-то свои проблемы или радости - а в
СМИ уже полгода трещат по большей части про ковид. По крайней мере,
каждый день о нем какие-то новости. Это надоело, это неприятно. Что
приятного в том, чтобы читать про болезни и смерти? Раздражает.
Или нужно сообщать, но как-то иначе?
Не каждый день, а через день?
Не в каждой газете, а только в специализированных?
То есть какую информационную политику нужно вести в таком
случае?
И тут понятно, что буржуазные власти, помимо всего, еще и пользу из
эпидемии извлекают: списывают на нее кризис, затушевывают другие
серьезнейшие проблемы; голод в Африке вообще уже никого не
интересует.
Но помимо этих действий - все-таки с эпидемией-то как-то нужно
бороться?
Или совсем не нужно, раз у нас капитализм?
И власти же все-таки борются как-то?
Конечно, тут появляется масса новоиспеченных вирусологов,
эпидемиологов, которые только что прочитали в интернете статью
таких же "эпидемиологов" и взахлеб спешат поделиться сенсациями
(грипп не заразен! Вирусов не существует!) и выдать собственный
рецепт, как должны были действовать власти. А раз не так - то ВСЕ.
То есть либо власти должны были делать все именно так, как считает
этот только что прочитавший статью и ставший вирусологом гражданин
- либо ВСЕ ПЛОХО и надо не носить маски, не стремиться к изоляции,
а чего уж там, раз пошла такая пьянка, режь последний огурец -
ничего делать не будем! У меня в комментах несколько человек на
серьезных щах доказывали, что если маски не одноразовые со сменой
каждые 2 часа/1 час/20 минут - то их вообще не надо носить! Раз нет
идеальной защиты - то не нужно никакой! Раз нельзя обеспечить 100%,
то и 10% не нужно обеспечивать. Раз власти неправильно действовали
весной - то мы из принципа ничего делать не будем и сейчас!
Второй момент - это реакция на эпидемию собственно
граждан.
Пока я вижу три типа такой реакции.
Первая реакция - это протест. "Почему я должен!" Почему я должен
поступаться своими удобствами хоть в чем-то, хоть в какой-то
мелочи! Это невыносимо тяжело! И я не буду ничего делать ради
каких-то стариков, или какого-то маленького процента молодых людей,
которые тоже умрут. Все они абстрактны, они где-то там, а МНЕ
тяжело. МНЕ невыносимо. Невыносимо носить маску, невыносимо с
ребенком дома заниматься, я страдаю, я мучаюсь, а дети вообще
растут дебилами - и все из-за "абстрактных больных".
Вторая реакция - это тот же протест, но рационализированный. Такие
граждане считают, что если бы вот была настоящая эпидемия/настоящее
бедствие - то они бы отреагировали адекватно. А это не
настоящая эпидемия. Это на самом деле простуда, и раньше с ней
прекрасно жили. Это специальный лохотрон, чтобы всех обмануть и
заставить слушаться.
Отдельный подвид такого протеста: "левый" (или вообще
политический). При капитализме все плохо, поэтому власти ничего не
делают для людей, поэтому они либо придумали эпидемию, либо делают
вид, что борются с ней. А то, что в РФ заболевшим или даже по
подозрению делают поголовно КТ (в Германии не делают никакого КТ в
принципе, лишь в очень редких случаях по особым показаниям) - ну
это они неправильное КТ делают...
Как вариант: в Рашке все плохо, путинизм, поэтому и эпидемию
придумали, и вместо "настоящих мер" придумали маски. Хотя маски -
во всем мире.
Особенно доставляют здесь восторги по поводу Китая (Вьетнама, Кубы,
КНДР - впрочем, про них еще говорят, что там просто не тестируют и
"все скрывают").
Вот в Китае все сделали правильно, поэтому там меньше проблем с
эпидемией!
А наши (иногда добавляют, что "буржуазные") власти все делают
неправильно, поэтому И МЫ ТОЖЕ САМИ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ БУДЕМ.
А между тем в Китае не делали ничего сверхъестественного, кроме тех
же самых рестриктивных мер.
Зайки мои! Вас просят надевать маску в транспорте. А в Китае в
Ухани той же вообще остановили транспортное сообщение с другими
городами.
Вы за рубеж не ездите, идея о том, что и между регионами страны
нужно бы ограничить потоки, вызвала шквалы ненависти. А в Китае
именно что ограничили - закрывали и Ухань, и другие города.
У нас медики работают сверхурочно. А в Китае их тупо в больнице
закрывали, и они там спали и жили. Чтобы не разносить.
И вот да, в результате таких мер у них действительно обрисовался
какой-то конец кошмара. Не совсем - меры продолжают принимать, но
уже не такие жесткие.
И та же самая картина была с эпидемическими заболеваниями в СССР -
милицию подключали, контакты вычисляли, города закрывали.
И для того, чтобы такие меры принять, недостаточно одной полиции и
репрессивных мер - нужно, чтобы народ, население с этим было
согласно и кооперировало. Хотя бы не полезло на баррикады. Поэтому
наши власти такие меры и не могут принять - не Китай и не СССР у
нас потому что. У нас типа "демократия и свобода" (в данном случае
- оголтелый индивидуализм). Потому что уже в результате гораздо
менее всеобъемлющих мер (всего лишь маски потребовали надеть) -
взрыв негодования, протеста и ненависти. Поэтому и нельзя
остановить эпидемию быстрыми и решительными мерами.
Оно конечно, в Китае и СССР у народа имелся повод доверять
правительству и идти за ним. В Китае все-таки был социализм, а в
последнее время - этатизм и экономический рост с некоторым ростом
уровня жизни. В СССР - опять-таки социализм, рост уровня жизни,
рост образованности населения, его участия в общественной жизни,
переход в индустриальную эру. Люди верили, что правительство их не
кинет и ведет в правильном направлении. Нынешние правительства, в
частности, РФ, только и делают, что кидают людей, что с них взять -
капитализм. Медицину они же "оптимизируют". Ничего, кроме
ненависти, буржуазное правительство и не заслуживает.
Но! Все же есть какие-то обстоятельства, при которых эти
правительства банально принуждены делать что-то на пользу
населения? Или таких обстоятельств вообще быть не может? Например,
если сейчас все страны, во всем мире, принимают меры для защиты от
ковида - то не логично ли, что это делает и РФ? А если это так, то
нельзя ли поддержать хотя бы противоэпидемические меры?
Но однако, бог с ним, с правительством. Если у нас буржуазный строй
и плохое правительство - то остается еще кое-что другое. Это сами
трудящиеся и их солидарность.
И вот сейчас как раз проверяется уровень этой солидарности.
Можно, конечно, заняться демагогией и потребовать от больных и
умирающих "солидарности" со скучающим дома мордоворотом, которому
заняться нечем, и с деньгами непонятно что будет. Или. как
предложил один из комментаторов, если бы старики были мудрыми, они
бы сами вымерли, лишь бы "не лишать детей детства".
Но у нормальных людей солидарность - нечто другое; она направлена в
первую очередь на тех, кому тяжело, трудно, кто болеет и умирает, и
на тех, кто им помогает.
В реальной жизни. в Германии с самой весны я видела эти постоянные
проявления солидарности. Вокруг меня в соцсетях люди писали "Я живу
там-то, кто на карантине - могу помочь погулять с собакой, купить
продуктов, бесплатно". И ходили, и бесплатно помогали (у нас тех,
кто приехал из опасных местностей, сажали на 14-дневный карантин
вообще без выхода. Ну и больных, конечно).
К старикам в дома престарелых нельзя было ходить - так добровольцы
устраивали концерты на улице. Всю весну и лето у нас каждую неделю
приходили разные музыканты, самодеятельные и играли музыку и песни,
а старики слушали из окон и с балконов.
Люди устраивали концерты на балконах - просто выходили на балконы и
вместе пели. Чтобы преодолеть карантинную тоску и изоляцию.
Устраивали овации медикам и работникам ухода. При этом многие (не
только левые даже) постоянно писали: аплодисменты (а это были
буквальные аплодисменты - просто в знак поддержки) - это хорошо, но
может ли медсестра этими аплодисментами заплатить за квартиру?!
Прибавьте зарплату лучше! (Зарплату, конечно, не прибавили, но
вынудили хотя бы сделать одноразовую выплату - правда, только
работникам ухода, в больницах вообще ничего не заплатили).
Это было в тренде. Люди вели себя так совершенно добровольно. У нас
общее бедствие - и мы реагируем на него сплочением. Причем, что
интересно, это не усиливало лояльность к правительству - наоборот,
усилилась критика за то, что правительство слишком долго плюет на
проблемы медицины и ухода.
Конечно, сейчас появились ковид-диссиденты, недовольные - в
основном это праваки. То есть понятно, что так себя ведут не
все.
Ну так и в Великую Отечественную войну не все 100% героически
сражались - кто-то дезертировал, а кто-то сознательно бежал в плен.
Не 100% - но достаточно для того, чтобы победить.
И вы знаете, вот такой тип поведения, когда люди сознательно,
добровольно идут на ограничения для себя, стараются помочь другим -
он мне кажется социалистическим типом поведения.
Может, потому, что я к этому привыкла в СССР. У нас по-другому не
реагировали. Я видела ситуацию в 1989 году с крупнейшей в истории
железнодорожной катастрофой (в Аше). У нас многие студенты-медики
поехали добровольно сразу же помогать. Я тоже была среди
добровольцев, ухаживала за обожженными. Конечно, это не касалось
всех остальных, вроде бы, но остальные тоже этим активно
интересовались, стремились как-то помочь, сдать кровь, что-то
принести. А ведь это было уже на излете СССР, уже повсюду
царил индивидуализм. А как всей страной помогали Ташкенту после
страшного землетрясения - об этом можно почитать, к примеру, вот
здесь. Да, конечно, такая помощь была организована
правительством СССР - но ведь без добровольного участия самих
людей, строителей ничего бы не получилось. Они ведь могли бы
заявить "а почему Я ДОЛЖЕН? Мне неудобно! Какое мне дело до
абстрактных узбеков!"
Поэтому и сейчас я считаю, что те люди, кто носит маски (пусть
"неэффективные" - любая маска задерживает хотя бы брызги изо рта и
носа), кто старается понять и помочь - это люди, хотя бы в принципе
способные жить при социализме. Да и уже в процессе революционной
деятельности без солидарности с трудящимися, без внимания к
окружающим - нельзя.
Ну а протестанты - это адепты своего бесценного Я. Пусть миру
провалиться, а мне чтобы чай пить. МЕНЯ "унизили", "заставляют", ко
МНЕ как-то не так отнеслись, МНЕ неудобно носить маску, Я не хочу
сидеть дома, и почему я должен, когда... (тут приводится
какая-нибудь очередная сверхценная теория о "простом гриппе",
"неправильных мерах" и т.д.) И то, что этих протестантов много -
еще не делает их народом. Это - просто толпа разрозненных
индивидуумов, каждый из которых озабочен только личным
удобством.
И самое страшное, что эпидемия только показала всю эту страшную
индивидуалистическую заразу, которой больно общество. А так -
она есть всегда. И если уж искать вину властей - то именно в том,
что они все эти годы пропагандировали и развивали у населения весь
этот индивидуализм, конкуренцию и взаимные ненависть и
презрение.
|
</> |