Епический циклёж

топ 100 блогов qebedo12.09.2024 Долгое время Евгений Витковский для меня был переводчиком — причем переводил и открывал (ну, для меня таки да) поэтов, очень мне легших на душу и вошедших в «избранный круг» — Александр Монтгомери, Йост ван ден Вондел, Константейн Хёйгенс, Мануэл Мария Барбоза ду Бокаже, баллады Роберта Саути, Роберт Сервис и пр. Где-то не очень давно (несколько лет тому назад) я узнал, что он еще и романы пишет, и один даже прочитал. (Другой, самый первый из «серии про Новую Россию», начал в е-буке, но там слишком густо замешан «быт позднего совка», который на меня всегда действует удручающе — потерянное время, изменившее всю жизнь — так что пока отложил.)

Чуть ранее я начал почитывать его ЖЖ, там познакомился с отдельными оригинальными стихами, они мне понравились, а потом Витковский умер, а я таки прочел сборник его стихов — всё тут. Потому особых сомнений, покупать ли толстеннейший бук «Град безначальный. 1500—2000. Эпический цикл», у меня и не было — но сперва не было денег, однако потом появились, и я его купил. Однако чтение растянулось на несколько последних лет — читал практически да, «там же» и «сколько оторву» между другими книжками… Потому что сесть и уговорить 500 страниц стихов Витковского зараз невозможно. Однако не потому, что плохие, а ровно наоборот.

Стихи в сборнике делятся (ну, я их разделил для себя) на три вида, хотя и написаны все в одном размере (в послесловии, оставившем вообще больше вопросов, чем ответов, автор заявляет, что «так пришлось», но не объясняет — почему?): «исторические», «московские» и «препрофетические», причем даны они вперемешку, и ежели была какая-то тонкая логическая схема, то я ее не заметил. Да, «исторические» даны по хронологии, год (или период) указаны в заглавии каждого, но стихотворения двух других видов «влезают» промеж них «совершенно вдруг»…

«Исторические» стихи продолжают и развивают идею цикла «Русь безначальная» из прошлого сборника (они почти все и сюда включены, просто прибавлено «исчо новых») — см. выше. Это «моментальные портреты жизни» разнообразных персонажей российской истории с конца XV века по конец XX-го, однако не «великих людей», а настолько «героев настолько заднего плана», что их на этом плане не очень-то и разглядишь - такие люди, как немец-опричник Генрих Штаден, «предатель-перелетчик смутных времен» Ганс Борк, самозванец Тимофей Анкудинов, основатель Якутска Петр Бекетов, барон Иероним фон Мюнхгаузен, авантюрист Манасевич-Мануйлов, «стаканщица воды» Александра Коллонтай, Анастас Микоян, Носовский с Фоменкой, гекачипизды (их «самодеятельность» обозвана тут «Гдетычапай») и пр. Все они «обрисованы» нарочито непафосно, в язвительно-иронично-грустном стиле — автор словно не понимает, как эти люди вообще всплывали на поверхность истории, пусть и на несколько мгновений, и что это за место такое прОклятое («град безначальный»), где оные люди живут припеваючи (ну, до поры до времени)…

«Московские» стихотворения «тихо-лиричны» (хотя сарказм и язвительность никуда не деваются) и отличаются «пейзажными» названиями — «Москва Ордынская», «Камергерский переулок», «Мистика Маросейки» и пр. Тут герой — не человек, а место, чем-то ставшее примечательным в истории города, и его «развитие во времени».

«Постпрофетические» — это те, которые написаны как бы пророческим языком, но про прошлое: «Иоанн Безземельный входит в Россию. Оммаж Ивану Голлю», «Апофеоз шестидесятых», «Апофеоз семидесятых» и пр. Тут автор пытается поймать «дух времени», отразить какие-то черты давно ушедших (но изрядно наследивших в истории) эпох.

В каждом стихотворении — невероятное число скрытых цитат изо всей мировой и русской поэзии, а также отсылок туда же, ассоциаций и намеков. И эта главная трудность для читателя — автор вроде бы взялся после каждого стиха писать поясняющие хотя бы за героя и фабулу примечания, но где-то не дойдя и до четверти книги бросил. И вот читаешь про какого-то Виктора Луи, или «процентшицу Ольгу Бич», обливаемых авторской желчью и сарказмом за какие-то неведомые «подвиги и приключения», и голову ломаешь — аэтохто? Ну не лезть же после каждого стиха в Вилкоплюхию?

Однакож именно это и добавляет изюму, превращая чтение в увлекательный квест «А ну-ка угадай!» В общем, и стихи Евгению Витковскому удавались, просто человек-оркестр (ведь он еще и педагог, воспитавший своим сайтом «Школа перевода» целое поколение современных россиянских поэтических толмачей, а еще рулил несколькими издательствами...). А книга у него непростая, но увлекательная.

З. Ы. Если сталинд для вас — дедушко, Мракс — всегда Енгельс, а «застойный пломбир за 20 копеек» — самый вкусный, то не берите это в руки. Автор диссидентстсвовал еще в те времена, когда вместо ФСБ была другая «контора на три буквы», и ничем, кроме ненависти, к совку не пылал. Так что от его прочтения вы только ожог слизистой глаз, свербящую боль тылового таза и водянку гортани заработаете.

Епический циклёж

t.me/Tercios_catrenos

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Следующей точкой на маршруте был Мозаичный каньон, расколовший-таки северный склон горы под названием Таки. До этой поездки я не сильно интересовался, что представляет из себя Долина Смерти. Оказалось, что она – не просто участок суши между двумя горными хребтами, а весьма гористая ...
Погода вчера была конечно БРРРРР! Да и сегодня не лучше. +8 и непрекращающийся дождь. Но за столом атмосфера была теплая, а если кто и залез на шкаф, то исключительно в силу мрачности своего характера. Но - по порядку... Цветы к празднику. Садовые и балконные Родительс ...
Побывала сегодня Таня у зубного. Прийти надо было с 9 до 10. Но вскочила почему-то Таня уже в 4:30 с копейками. Шла к зубному и осознавала, что зубной-то - тоже ведь ангел... За шесть лет он не взял с Тани денег ни за одну пломбу! Только один раз платила за инлей и онлей... Причем то же ...
Итак, пациент скорее жив, чем мертв! сообщество ожило нашими общими усилиями, чему я несказанно рада! не будем останавливаться на достигнутом, даешь новые посты! сегодня - вещи, заказанные в последние полгода с аслиэкспресс. 1. про джинсы с "меховой" подкладкой думаю все уже знают. не ...
Стерильная и совершенно счастливая Знаете, я сам имел этот предрассудок - как это так, взять и лишить песика его кобелиной сущности. Обеднить, так сказать его жизнь, и все такое… Ну что сказать, идиот. Сейчас у меня кошка живет стерилизованная, и более счастливого существа я в ...