Энни Холл / Annie Hall, 1977, реж. Вуди Аллен
romanetto — 27.06.2019Для выездной тематической кинорулетки "Фильмы Вуди Аллена"
Фильм "Энни Холл" Вуди Аллена получил в 1978 году 4 Оскара, как лучший фильм, за лучшую мужскую роль (Вуди Аллен), за лучшую женскую роль (Дайан Китон) и за сценарий (Вуди Аллен и Маршалл Брикмен). В июне 2008 года фильм занял второе место в списке десяти величайших фильмов в жанре романтической комедии по версии Американского института киноискусства. Фраза "Мастурбация - это секс с человеком, которого любишь" получила 78-е место в списке "100 величайших фраз из фильмов" по версии журнала Premiere в 2007 году. В 2006 году журнал Premiere поместил этот фильм в список "50 лучших комедий всех времен".
О чем же это фильм, обласканный критикой и так высоко отмеченный киноакадемиками? Да все о том же, что Вуди Аллен любит, похоже, больше всего на свете: о себе любимом! В центре повествования - отношения комика Элви Сингер (альтер-эго Вуди) и его возлюбленной Энни Холл, устроившейся петь в клуб. Действие разворачивается в Нью-Йорке. Герои много говорят, шутят, выясняют отношения, занимаются сексом (или пытаются), ходят к психоаналитикам и на вечеринки. Ничего вроде бы особенного в таком сюжете нет, может быть, за исключением того, что Аллен и Китон действительно состояли в отношениях, и роль Энни была специально написана для Китон, настоящая фамилия Дайан Китон - Холл, а ее прозвище - Энни, ну и члены ее семьи частично "срисованы" с реальных членов семьи актрисы). Но...
... магия! Фильм завораживает своей кажущейся простотой и легкостью, нехитрые перипетии увлекают так, что не оторваться от экрана. Аллен "разрушает четвертую стену" постоянно, то есть, обращается напрямую к зрителю, сейчас этим никого не удивишь, но до сих пор поражает, насколько естественно и незаметно выглядит этот переход от общения Элви Сингера с другими персонажами непосредственно с людьми по ту сторону экрана. Кроме того, он заговаривает с прохожими на улице, тут же рассказывающими ему приватные вещи, и даже с лошадью, и эти вымышленные разговоры тоже органично вписаны в сюжет. Никогда не подумаешь, что отснято материала было очень много, чтобы оставить лучшее, а кроме того, Аллен позволял актерам импровизировать на съемочной площадке и мог переснять целиком сцену, сильно изменив ее содержание, если в процессе у него появлялись интересные идеи, как можно сделать лучше.
Чихание в кокаин - случайное:
Дайан Китон изумительно хороша, она чувствует себя, как рыба в воде, естественная, миленькая, смешная. Актриса сама подбирала одежду для своей героини.
"Я придумывала наряды для Энни, разглядывая модных жительниц Нью-Йорка. Именно в толпе я впервые заметила комбинацию из штанов хаки, жилета и галстука. Шляпу я подсмотрела у Авроры Клеман, девушки Дина Тавулариса, которая однажды пришла на площадку «Крестного отца» в шляпе болеро, сдвинутой низко на лоб. Шляпа Авроры придала образу Энни законченный вид. Аврора всегда была очень стильной женщиной, как и многие жительницы Сохо в середине 70-х. Именно они и были костюмерами для «Энни Холл»"
Сам Вуди Аллен в главной роли мне неожиданно понравился, неожиданно, потому что я не люблю этот типаж болтливого невротика, настолько озабоченного своими психотравмами и комплексами, что это утомляет. Однако в этом фильме персонаж вызывает сочувствие и теплое к нему отношение.
Лучшая сцена, на мой взгляд - ловля разбегающихся по кухне лобстеров, когда Элви и Энни еще влюблены друг в друга, и им весело и хорошо вместе, сценка разыгрывается настолько непринужденно, что физически ощущаешь, насколько легко чувствовали себя Вуди и Дайан, в общем-то изображая самих себя. И замечательно повторение этой же сцены, когда Элви собирается готовить лобстеров с другой девушкой на той же кухне. Все то же самое, и девушка красивая, эффектная, а все не так.
Потрясающе показано, как Энни, только-только встретив Элви, неуверенно начинает карьеру певицы в клубе-ресторане, все жуют, шумят, ее никто не слушает.. Спустя время Энни становится опытнее, как артистка, но не это главное. Она начинает внутренне светиться, она счастлива и поет так, что ее слушают все.
Можно долго разбирать, как сделан этот фильм технически, "четвертую стену", флешбеки, работу камеры. Но главное здесь все же - эмоциональное воздействие, это был первый фильм режиссера о любви, основная мысль грустная, о том, что любовь проходит, или, во всяком случае, становится невыносимо жить с прежде горячо любимым человеком, приходится расставаться, и остаются лишь светлые воспоминания. Но это ключевое - светлые, картина наполнена светом, любовью и легким юмором. Для меня "Энни Холл" - мощное высказывание Вуди Аллена как в области кинематографии, так и сфере любовных взаимоотношений, один из лучших его фильмов, если не лучший.
|
</> |