экономическое
karachee — 19.11.2024
Если ЖЖ мне не врет о прошлых постах, в ноябре я традиционно
начинаю писать об экономике. Не буду ломать традицию, черкну пару
слов. Когда я в очередной раз говорю о том, что от социализма не
отвертится буквально никто, вопрос лишь о формах, в которых он
будет приходить на эту грешную землю, мне практически всегда
подсовывают аргумент о вечности капитализма. Сводится этот аргумент
к известной и навязшей в зубах двухходовке:1) Человек постоянно хочет чего-то нового, если одна потребность удовлетворена, он изобретает новую.
2) Каждая новая потребность это новый рынок, поэтому новые рынки будут появляться всегда, а значит рыночная экономика неисчерпаема.
Традиционным ответом на эту двухходовку у апологетов противоположного мнения является указание на конечность и исчерпаемость материальных ресурсов. В ответ они получают уверения в том, что научно-технический прогресс найдет способ найти ещё и ещё больше ресурса. И этот риторический гамбит разыгрывается раз за разом, не находя элегантного решения ни для одной из сторон. Как правило обязательно упоминается каменный век, который закончился не потому, что закончились камни, и рынок кнутов, который умер, а мы всё ещё живы, ибо на его место пришел рынок автомобильных карбюраторов. Так было и так будет.
Действительно, когда один рынок перестает приносить прибыль (рынок кнутов), капиталы из него перетекают на новые рынки, где прибыль сейчас максимальна. При этом старые рынки умирают, а новые появляются. Однако, есть небольшая проблема. Изобретая новую потребность, человек не торопиться утратить старые. А базовые потребности вообще висят на нем мертвым грузом. Человеку по прежнему нужна чистая вода, трехразовое питание, одежда для тела, крыша над головой, а к крыше ещё и электричество, газ, канализация, общественный транспорт, начальное образования, детские сады и поликлиники, далее разное и регулярный вывоз мусора. И у всех этих потребностей есть свои рынки и это - старые рынки. И как всякие старые рынки, они почти безнадежно проигрывают новым рынкам в прибыли. При этом по объемам либо не уступают, либо лидируют.
Нельзя сказать, что эти старые рынки удовлетворяющие неотключаемые потребности никак не стимулирует научно технический прогресс. Он это делает, та же пищевая химия или ГМО - изрядно подфартили сельскому хозяйству и пищевой промышленности. Но даже до доходов нефтегазового сектора, где НТП особо и не валялся, как до Луны. А до рынка смартфонов и прочей айти - там вообще нет смысла что-то сравнивать. А поэтому капиталы с этих старых рынков имеют свойство бежать в более прибыльные сектора, а сами эти рынки соотвественно имеют свойство деградировать.
Но вот тут возникает засада. Социальные последствия.
Классический капитализм решает эту проблему так. Не хочешь или нечем платить фермерам за еду? = Фермеры разоряются. Фермеры разорились = голод, бунт, рост цен на продовольствие. Рост цен на продовольствие = фермером быть выгодно. Фермеры опять наводнили рынок своим товаром = цена на продовольствие ползет вниз. В процессе такого саморегулирующегося решения - какое-то количество народу помрет от голода, болезней и в схватках с вооруженными отрядами правительства. Будет уничтожено много собственности и нанесены повреждения городской инфраструктуре, возможно необратимые. В общем - дорого это всё. Не по средствам современному урбанистическому социуму в частности и глобальному капитализму вообще. Ему сейчас нужен покой и стабильные 3-5% роста ВВП, иначе кто-то очень пожалеет.
Так вот, к чему это я? К тому, что изобретая каждую новую потребность, но оставаясь тем же биологическим организмом, и социальным городским жителем - человек каждый раз отбирает часть капиталов из старых рынков, чтобы зашвырнуть их в рынки новые, новосозданные. И поэтому старые бизнесы становятся бедными и им приходится помогать. Занимается этим славный парень Робин Гуд, в лице государства. Он отбирает деньги у богатых (рынков/бизнесов) и отдает их бедным (рынкам/бизнесам). Это я и называю наступлением социализма. Пока капитализм берет всё новые вершины новых, сочных, развивающихся рынков - старые рынки и производства превращаются в планово убыточные, кормящиеся налоговыми льготами, льготными кредитами, государственным дотациями и заказами, непосредственной национализацией. И всё это на деньги взятые откуда? Из налогов на прибыль. Потому что по сути, их взять больше неоткуда. А значит - всё, финита. Капитализм это не яхта, которая легко оставляет за спиной острова-рынки, чтобы плыть к новым и новым. За яхтой тянутся хвосты, которые становятся всё тяжелее и тяжелее, и однажды её непременно утянут на дно. Потому что любой новый рынок становится однажды старым, так производство электричества ещё буквально век назад давало до 50-100% прибыли, а сейчас это совсем не так... между тем без электричества жить уже нельзя. Этот снежный ком будет катить все труднее, куда бы его не катили.
|
|
</> |
Как выбрать между имплантацией, протезированием и коронками для восстановления улыбки
Почему мне плохо, хотя объективно всё нормально
«Уфимская пятёрка». Но нас грядущее рассудит! Последнее слово Дмитриева.
Безжалостный контекст угнетает обладателей ценных мнений
Щелкунчик на Театральной
Черепашки
Разлеглась на диване кошичка от elliewiththewhitebellie
"Автомобили, автомобили буквально все заполонили"

