мои комментарии

Не путайте товарообменную операцию, от которой можно отказаться, с товарообменной операцией, от которой отказаться нельзя. При этом учтите, что труд, человеческое время, человеческие силы — это не товар и даже не продукт. Товар и продукт — производится. Либо с целью продажи, либо с целью потребления. А труд — отчуждается. Т.е. это как продать почку.
Суть эксплуатации в том, что человек не может не продавать свой труд, свои силы, свое время. От этого, его — человека, становится меньше. Меньше в жизни и меньше в самом себе. Он становится все менее человеком и все более биороботом, функциональным агрегатом действующим в рамках навязанных алгоритмов. Вот где находится суть такой мерзости, как эксплуатация, и которую так удачно сегодня спрятали, замазали, за округлыми словами о честных обменах.
(...)
На паровозе я как раз ездил, хотя это был аттракцион. Если вы говорите эпоха — изменения должны быть эпохальными. Если вы говорите революция — изменения должны быть революционными. Смартфон — это новая эпоха и революционные изменения в коммуникационной среде. Тут с вами никто спорить не будет. Но в экономике, смартфон ни эпохой, ни революцией не является. А паровоз — является. Его самого давно уже нет, а рельсы — вот они. Да, и автомобиль — тоже является, хотя он был позже и его суммарное влияние было менее радикальным. А беспроводный телеграф — нет, не является. Хотя через него вели две мировые войны и кучу войн поменьше.
В экономике в целом уже очень давно нет ни эпохальных, ни революционных сдвигов. Если она катится в большой пребольшой кризис (а она катится) — новые технологии вида "смартфон" её не спасут никак. И даже не притормозят это движение. А вот технологии вида "паровоз" — могли бы.
|
</> |