Экономический образ мышления - 2

топ 100 блогов rusanalit09.11.2012 Предполагается, что до 2017 года будет построена новая - взамен ныне ходящих Сапсанов - высокоскоростная железная дорога, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург (уже одобрено Путиным в рамках общей стратегии строительства новых ВСМ с инвестициями в размере 5 триллионов рублей).

Протяженность ее составит 660 км.
Время в пути - 2,5 часа.
Сметная стоимость - 35 миллиардов долларов.
Из которых:
- госсредства составят 26 миллиардов долларов или 74,3%
- средства частного инвестора составят 9 миллиардов долларов или 26,7%

- количество поездов составит 42 поезда в сутки (оба направления совокупно).

Частный инвестор будет получать гарантированную доходность, независимую от реальных показателей деятельности новой ВСМ (комментарий: знакомая схема - точно такая же как и при платных автодорогах, что наводит на мысль что и денег своих - как и в случае с платными автодорогами - частный инвестор не вложит вовсе, просто получив от госбанков кредит в размере 9 миллиардов долларов).

В настоящий момент между столицами также существует высокоскоростное железнодорожное сообщение на поездах Сапсан и Невский экспресс.
Время в пути составляет:

Сапсан - 3,45 часа
Невский экспресс - 4,5 часа
Количество пассажиромест в 10 вагонах Сапсана - 538.
С января 2013 года на линию выйдут "сдвоенные" Сапсаны из 20 вагонов, вместомостью в 1086 пассажиромест.

Предположим, что:

- заполняемость новых поездов будет 100% в течении всего года
- по количеству пассажиромест новые поезда будут тождественны "сдвоенным" Сапсанам, т.е. будут насчитывать 1076 мест

Тогда за год пассажиропоток составит: 1076*42*365= 16 500 000 человек

Проекты подобного рода расчитываются на срок в 30 лет.

За 30 лет будет перевезено 16,5млн.*30=500 млн. пассажиров.

Выигрыш во времени против ныне действующего Сапсана составит: 3,45-2,50=1,15 часа

Совокупный за 30 лет выигрыш во времени составит 500млн.*1,15 часа=575 млн. часов

Как мы помним, прямые государственные инвестиции в проект составят 26 миллиардов долларов.

Если государство вложит эти средства не в строительство новой ВСМ, а выдаст в виде сверхдлинных и сверхдешевых кредитов экономике (26 млрд. долларов на 30 лет под 3% годовых), то по формуле сложного процента (http://allcalc.ru/node/140) за 30 лет его дополнительный доход составит 37 миллиардов долларов.

Итого: реальные затраты госсредств на данный проект составят 26+37=63 млрд. долларов.

Если считать, что в среднем до 2017 года ВВП России составит 2,1 трлн. долларов, то
стоимость проекта составит 3% ВВП.

Согласно данным Росстата ВВП России создается трудом 70 миллионов россиян (несколько миллионов гастарбайторов мы не считаем).

С учетом выходных, отпуска, праздников и болезней россиянин работает в год 200 дней.

Совокупное рабочее время одного трудящегося в пересчете на год составляет 1400 часов.

Таким образом, совокупное рабочее время всех трудящихся России составляет 70млн.*1400 часов = 98 млрд. часов.

Как мы помним, совокупная за 30 лет экономия времени при работе новой ВСМ составит 575 млн. часов

что составляет 0,6% от совокупного рабочего время страны.

А затрачено на новый проект - только госсредств - будет 3% ВВП. Т.е. 3% рабочего времени страны.

Т.е. 3% рабочего времени всей страны потратят чтобы сэкономить 0,6%.
2,4% - чистый убыток. 2,4% ВВП.
50 миллиардов долларов чистого убытка для государства.

При этом как вы понимаете:
- никакого толчка для развития прилегающих территорий (в отличии от кредитов экономике) новая ВСМ не даст (поезда пролетают со скоростью 260 км/час и все).

Более того, реализуется данный проект там, где уже сейчас есть достаточно хорошее сообщение:
- простой железной дорогой
- высокоскоростное Сапсанами и Невским экспрессом
- авиасообщение
- по автодороге (которую планируется обновить через Химкинский лес)

При этом:
- минимум треть от сэкономленного времени придется на нерабочие дни
- 100% заполняемости не будет
- нельзя утверждать, что сэкономленные против Сапсана 1,15 часа сейчас просто выпадают у его пассажиров, ведь современные средства связи и работы с информацией (мобильный телефон и ноутбук) позволяют пассажирам Сапсана в достаточно полной степени использовать эти 1,5 часа

Таким образом, с учетом вышесказанного, реальная экономия рабочего времени будет значительно ниже расчетных 0,6%. Примерно вдвое ниже. Но это просто дополнительный штрих.

Что такое 63 миллиарда долларов:
 - это 18000 км. автодорог с твердым покрытием (по себестоимости Финляндии).
18 000 км. автодорог с твердым покрытием - это европейского качества автодорожная сеть, связывающая большую часть крупных городов европейской России.

- или же 1,9 триллиона рублей, на которые можно построить 52 миллиона метров жилья,
52 млн. метров жилья - это 960 000 двухкомнатных квартир площадью каждая 54 кв. метра, в которых получив их либо задаром от государства, либо по социальной ипотеке могли бы жить 1 900 000 граждан России

Переведем лично на вас:
От дома до работы вы доезжаете за полтора часа.
Ваша зарплата - средняя по стране, т.е. 28000 в месяц "грязными" или 280 000 "на руки" за год.

Готовы вы лично заплатить 3% от своей годовой зарплаты - 8400 ваших личных рублей за то, чтобы доезжать до работы не за 90 минут, а за 89?

АЛЬТЕРНАТИВА:

За 6 миллиардов долларов (в российских ценах 2010 года) на строительство железной дороги + 2,5 млрд. долларов на выкуп земли (ровно как заложено в проекте ВСМ-1 Москва-Питер) построить еще одну обыкновенную железнодорожную трассу Москва-Питер.

По ней пойдет:
- весь грузовой
- дешевый пассажирский траффик,
- электрички, которых "Сапсан" лишил жителей населенных пунктов вдоль трассы.

За 500 миллионов евро покупаем еще 14 поездов "Сапсан". Теперь "Сапсаны" так же могут совершать 42 рейса в день по маршруту Москва-Питер.

Трассу по которой сейчас ходят "Сапсаны" делаем выделенной исключительно для них.

Итого затрат: 9,3 млрд. долларов. Против 26 миллиардов.
Чистая экономия - 16,7 миллиардов долларов (не считая 9 млрд. долларов "средств частного инвестора", которые в нашем варианте просто не нужны).
А ведь правильно считать не от 26 млрд., а от 63 млрд. Но даже если считать от 26 млрд., то

На сэкономленные средства:
- строим 270 000 двухкомнатных квартир в которое можно поселить 540 000 россиян
или
- строим 5 000 км. автодорог "финского" качества

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как никогда, сегодня к природе подходят слова известного классика русской литературы Ивана Сергеевича Тургенева: Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые… Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые... И если не углубляться в любовную лирику ...
Доброе Утро! Сегодня 19-ое августа. Преображение Господне. В этот день в 1887 году Дмитрий Менделеев, поднявшись на воздушном шаре, наблюдал солнечное затмение. Сегодня родился Иен Гиллан. Сегодня празднуют День Рождения Юля Фридман, Ирина Зелл, Таисья Погодаева и radist_chingiz. Мои ...
Выборг .  КАК ЭТО БЫЛО В  1724 году Российская империя и Турция в Константинополе заключили договор, по которому Россия сохраняла каспийское побережье, а Турция - Тифлис и Эривань. В  1868 году Кристофер Лэтем Шоулз из Висконсина запатентовал ...
Только что прослушала подкаст о том, что у нас творится на рынке труда, куда делись все работники, почему такой дифицит. На беседу были приглашены владельцы агентства по подбору персонала. Оказывается, люди никуда не делись, просто страна выросла за время карантина. Было ...
Адвоката без юридического образования, решальщика по беспределу и бандершу без принципов (это я знаю на 100%) Элину Мазур (классная женщина, меня такие греют - не баблом, конечно, а сердечной теплотой) сегодня госпитализировали в срочном порядке. Сама она называет произошедшее с ней ...