Экономическая война Беларуси с Украиной в формате “назло маме отморожу уши”
zloy_odessit — 28.05.2021
Одной из главных тем сегодняшнего дня стало намерение
Беларуси приостановить поставки в Украину бензина А-95. Такой
демарш Минска можно расценивать, как попытку показать зубы, в ответ
на поддержку Киевом принятых мер ЕС в отношении прекращения
авиасообщения с республикой. Более того, ряд экспертов уже
прогнозируют экономическую войну со стороны Беларуси по отношению
практически ко всем “недружелюбным” странам, с которыми республика
находится в торговых отношениях. В том числе и с
Украиной.
Возможно, финт с бензином А-95 представляет собой
первый, пробный выстрел Минска по Украине в рамках этой
экономической войны, но вот ведь вопрос, кому от неё будет хуже?
Давайте разберёмся!
Если уже мы уже начали, говорит о бензине, то хотелось
бы отметить, что Украина является одним из основных покупателей
этой марки топлива у Беларуси. И если для Украины отказ Минска
поставлять А-95-й это сложности с поиском нового поставщика, то для
самой РБ это многомиллионные потери её экономики. Но, об этом более
детально немного позже.
Напомню, что Украина, в экономическом разрезе Беларуси,
пожалуй, единственная страна с которой у республики очень
положительное сальдо. То есть, Беларусь в Украину продаёт больше,
чем покупает и даже более того – для РБ Украина является вторым
после России партнёром. Кстати, стоит упомянуть, что с Россией у
Беларуси сальдо – отрицательное.
В 2020 году товарооборот между Украиной и Беларусью
составил $4,5 млрд, из которых экспорт беларуских товаров в Украину
составил $3,1 млрд, а импорт украинских товаров — $1,4 млрд. В
основном Беларусь экспортирует нефтепродукты, удобрения минеральные
смешанные, кокс и битум, газы нефтяные и углеводороды газообразные,
тракторы и седельные тягачи, автомобили грузовые, удобрения
калийные, плиты ДВП, удобрения азотные, шины. Украина поставляла в
Беларусь сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, вагоны
грузовые железнодорожные или трамвайные, части подвижного состава,
прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный, тару
пластмассовую, тару из бумаги и картона, лекарственные
средства.
С недавних пор к экспортному потенциалу Беларуси
добавилась и электроэнергия - после запуска БелАЭС. Но в данном
контексте это не столько нужда Украины в беларуской электроэнергии,
сколько коммерческий интерес.
Дело в том, что Украина годами была чистым экспортёром
электроэнергии. Например, в 2019 году Украина экспортировала 6 млрд
469,3 млн кВт-ч электроэнергии, при импорте 2 млрд 698,6 млн кВт-ч,
а в 2020 году экспортировала 4754,1 млн кВт-ч электроэнергии,
импортировав при этом 2284,9 млн кВт-час, в том числе и из
Беларуси.
Как видим, экспорт превышает импорт и как таковые
поставки в Украину электроэнергии нужны не только для перепродажи,
но и создания баланса в энергосистеме. А потому, когда поднимается
вопрос о том, что Украина импортирует электроэнергию из Беларуси и
мы якобы зависим от поставок электроэнергии из РБ, то
манипулятивная составляющая в нём более чем очевидна.
Примерно по такому же принципу Беларусь экспортирует
каменный уголь в Украину, не будучи при этом развитой
угледобывающей страной, а занимаясь перекупкой этого ресурса у
России.
Таким образом, без поставок электроэнергии в Украину
бюджет Беларуси не досчитается сотен миллионов долларов, а вот
Украину будут ожидать лишь временные трудности, в вопросе
балансировки энергосистемы и не более того.
Возвращаясь к топливному вопросу, стоит напомнить, что
именно Украина является стратегическим партнёром Беларуси на
нефтяном плацдарме. Причём выгода проявляется как в вопросах
очевидной разницы между ценой и себестоимостью продукции, так и
практически идеальной логистики для сбыта
нефтепродуктов.
И вот, представим себе ситуацию, когда Беларусь закроет
экспортный потенциал для своих нефтеперерабатывающих предприятий
объёмом от 2,5 до 3 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. Назвать
это чем-либо кроме как досадным самоубийством и на ум не
приходит.
Когда же в 2020 году разразилась нефтяная война между
Беларусью и Россией, Украина была одной из первых, кто готов был
поддержать РБ в этом конфликте. В том же году АО «Укртранснафта»
заключило контракт с филиалом ЗАО «Белорусской нефтяная компания»,
компанией BNK Ltd согласно которому из порта «Южный» осуществлялась
бы по территории нашей страны транспортировка нефти, по
трубопроводу Одесса-Броды.
Важную роль в этом проекте могла сыграть азербайджанская
нефть, поставки которой осуществлялись бы компанией Socar и могли
бы превышать 1 млн тонн в год.
Если же в Минске примут столь недальновидное решение, то
Украина не останется без поставщиков нефти и нефтепродуктов, а вот
Беларусь лишиться колоссальных поступлений в бюджет
страны.
То есть, даже без достаточно глубокого анализа видно,
что экономика Беларуси получает серьёзную выгоду от торговли с
Украиной, в то время как прекращение такой торговли для Украины,
имеющей свободный доступ на европейские рынки и не только,
критической не станет. По факту, если в Минске примут решение
дальнейшие отношения с Украиной выстраивать на уровне конфронтации,
то это будет кризис для экономики РБ, в то время как для Украины -
лишь временные трудности.