Перспективный российский авианосец как перспективный распил бюджетных средств
zloy_odessit — 19.05.2021
Буквально на этой неделе я в статье «Российские ледоколы
проекта 22220 обнуляют дырявый бюджет РФ» я задался вопросом о том,
почему постройка российских ледоколов проекта 22220 обходится
российскому бюджету дороже, чем строительство западных кораблей
бюджету стран, которые их заказывают. В частности, речь шла о
канадских патрульных кораблях ледового класса типа «Гарри
Девулф».
И вот, не прошло и полгода, а всего-то сутки, как член
коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, член Морской коллегии при
правительстве Владимир Поспелов, в интервью РИА Новости заявил, что
строительство нового авианосца может обойтись России в полтриллиона
рублей. Согласно нынешнему курсу это ни много ни мало, а $6,784
млрд.
После того как была озвучена эта сумма многие российские
эксперты, в первую очередь в экономической области, обратили
внимание на то, насколько она велика – почти 5% годового бюджета
Российской Федерации. То есть, колоссальные средства будут
направлены не на поддержку пикирующей экономики, повышение
благосостояния нищающей нации и банально улучшение финансового
климата в стране, а на довольно-таки эфемерный
корабль.
Но, важно понимать и то, что корабль выходит не только
по самым скромным подсчетам крайне дорогим, а как отметил Владимир
Поспелов, в ходе строительства смета может возрасти, но и самым
дорогим по сравнению с ныне существующими кораблями подобного
класса.
Например, вся программа постройки британских авианосцев
Queen Elizabeth и Prince of Wales обошлась бюджету королевства в
6,1 млрд фунтов. То есть, грубо говоря, по 3 млрд фунтов за
корабль, что несоизмеримо с ориентировочными затратами на
гипотетический российский авианосец.
Американские суперавианосцы типа Gerald R. Ford, с
максимальным водоизмещением 112 тысяч тонн, обошлись бюджету
значительно дороже, чем обойдется российский, но есть одно “НО” в
этом ценообразовании. В 2008 году ВМС США подписали контракт на
$5,1 млрд на проектирование и строительство авианосца с компанией
Northrop Grumman Shipbuilding, но, помимо этого $3,3 млрд в
1997—2013 годах было выделено на исследовательские работы по
созданию новых военных технологий, $2,4 млрд на проектирование и
т.д.
В американском Gerald R. Ford были реализованы
по-настоящему революционные технологии, и он представляет собой
высокотехнологический корабль будущего.
И не забываем, Gerald R. Ford на сегодняшний является
самым большим авианесущим боевым кораблем в мире. В то же самое
время российский авианосец, даже до конца не понятно, каких будет
размеров и будет собой представлять средний авианосец либо малый,
но уж точно не суперавианосец с водоизмещением хотя бы
приблизительно 10 тысяч тонн.
Но, что самое интересное, так это то, что на сегодняшний
день у России нет в распоряжении верфи, на которой можно было бы
построить боевой корабль водоизмещением более 20 тысяч тонн. Именно
боевой, а не гражданский. Аналогично у нее нет специалистов и опыта
возведения таких кораблей. А когда нет специалистов, опыта,
технических и технологических возможностей и напрочь отсутствует
культура производства, на свет рождают такие гомункулусы как БДК
проекта 11711 “Иван Грен” или атомные ледоколы проекта 22220
“Арктика”.
Это все я к тому, что если в России будет одобрен проект
строительства авианосца, то он в обязательном порядке потащит за
собой необходимость реконструкции и модернизации одной из верфей. А
даже когда этот процесс будет завершен, еще не факт, что российские
корабелы, которые большой десантный корабль водоизмещением 6600
тонн строили 14 лет и сдали с множественными дефектами и
отвратительной устойчивостью, смогут-таки завершить строительство
некоего авианосного водоплавающего средства.
А потому, можно смело констатировать – если проект
российского авианосца будет запущен, то это будет самый масштабный
проект распила бюджетных средств в истории такого образования как
Российская Федерация.