Экология и интернет

Так пишут, что выбросы от «цифрового мира» (отдельный вопрос, что попадает в этот периметр) — примерно 2-4% от общих выбросов человечества. То есть примерно на уровне авиации. По этому поводу журналисты проехались: уже есть термин flygskam («летать стыдно» — я бы ещё добавил явно существующее «распечатывать стыдно»), скоро ли появится «стыдно ставить лайки» или «стыдно посылать мейлы с аттачментами»? Ну или такое красивое сравнение: выбросы от одного мейла с тяжёлым аттачем примерно эквивалентны выбросам от сотни метров на автомобиле. При всей приблизительности оценок, позволяет задуматься о самом существовании этого эффекта.
По поводу более точной оценки и в статье: и в интервью министра по радио рассказывали о трёх новых французских законах, первый из которых обязует различные компании (операторы связи, онлайн-сервисы, производители телефонов и компьютеров) предоставить государству их личные оценки их выбросов парниковых газов. Разумный первый шаг для оценки размаха явления. Меня удивило присутствие в списке «компаний разработчиков ОС» (читай: Microsoft), а точнее отсутствие просто «компаний разработчиков софта». Наверное, из-за распространённости — понятно, что Civilization VI жрёт в разы больше Windows 11, но последняя стоит на существенно большем количестве компьютеров.
На всякий случай, остальные законы. Второй закон о создании индикаторов, позволяющих потребителю сравнивать разные компании (видимо, на основе данных из первого закона). А третий — информационный. Уже с этого года операторы будут присылать нам информацию о том, сколько трафика мы потратили за месяц, с переводом в эквивалент CO2 (опять же, по какому-то относительно произвольному коэффициенту пересчёта).
В статье упоминают мельком, а министр именно на этом делал упор: огромный (и легко убирающийся) вклад в разрушение экологии из-за частой смены компьютеров и телефонов. Тут как раз проще всего что-то сделать — в момент продажи уже показывают какие-то индикаторы экологичности, теоретически можно на них повесить какие-то финансовые стимулы производить и покупать более экономное. В статье уже цитируют новые модемы от Orange, у которых потребление снижено на треть. И какие-то модели iPhone из переработанного вольфрама.
А вообще интересная тема. Про вклад криптовалюты в потребление энергии говорят часто — но там совсем уж карикатурное соотношение потребления к условному результату. Про вклад сервисов видео-стриминга в общий трафик тоже говорят — в статье цитируют специалиста, который оценивает выбросы Netflix примерно как у Чили. Достаточно мало говорят о потреблении энергии ИИ — наверное, потому что это всё ещё ми-ми-мишная тема. Ну и не до такой степени она ещё разрослась, хоть и растёт быстро, и перспективы роста практически бесконечные. Тут та же тема, только взгляд со стороны конечного пользователя. Через которого теоретически можно заставить измениться поставляющие ему сервис компании.
|
</> |