Египетские чтения
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Знали ли вы, например, что большую часть египетской истории «церковь» и «государство» были там фактически синонимами?
Каждый город принадлежал определённому богу – бог в буквальном смысле правил им и владел его землёй. Города не окружали стенами – укреплены были только храмы и их территории. Храмы же служили административными центрами, а старшие жрецы занимались всеми делами управления.
Все жители города считались служителями городского бога, и все они поочерёдно исполняли обязанности почасовых жрецов, совершающих положенные ритуалы в храме. В основном эти ритуалы сводились к уходу за статуей бога – его будили, умывали, одевали, кормили, оказывали ему все необходимые почести, а в конце дня «укладывали спать».
Время от времени, в дни своих праздников, бог покидал храм и являлся подданным – как и подобает высокому правителю, на носилках. Тогда он исполнял молитвы и изрекал оракулы.
Для таких шествий египтяне строили особые дороги – идеально прямые и ровные. В некоторых случаях для этого приходилось буквально срывать холмы и заравнивать ямы. Именно оттуда сохранившийся даже в Библии призыв «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Царь – ещё один земной бог, но, в отличие от всех остальных, воплощённый в человеке – стоял на вершине всей этой религиозно-административной системы. Коронация нового фараона происходила в присутствии всех богов (буквально – из всех городов на эту церемонию свозили их храмовые статуи), и это они должны были засвидетельствовать, что он и вправду один из них – Гор, сын Осириса.
Египтянин, вынужденный надолго уехать из родного города, даже по делам, не просто страдал от ностальгии – он был физически отлучён от родного бога, практически проклят. До наших дней дошли десятки печальных стихотворений, сложенных такими «изгнанниками».
Единственное исключение – если ехать приходилось в столицу, место, куда сходятся люди и боги со всей земли Египта. Это уже не изгнание – это паломничество к величайшим святыням.
Вообще египтяне считали всю свою страну огромным храмом, священной землёй богов.
У других народов были предания о золотом веке, когда боги ещё жили рядом с людьми. Но затем они удалились на небо, и начался нынешний век – железный, ржавый.
У египтян всё наоборот. Боги прямо сейчас живут среди людей. Храм – буквально жилище бога, и именно бог правит городом и его землёй. Но однажды наступит день, когда боги уйдут на небо, оставив землю без своей животворящей святой силы. И тогда придут чёрные времена.
Иными словами, те, кто понимает религию как «веру в потустороннее», должны были бы признать, что египетский культ богов – не религия. Хотя формально боги и обитают в своём потустороннем царстве, в то же самое время они буквально живут здесь и владеют землёй по закону.
Цель религии, как считал Ассман – вызывать и контролировать у человека чувство причастности к божеству, то есть тому, что сильнее, святее и могущественнее самого человека.
* Я бы сказал, что это одна из целей религии – и, несомненно, главная цель религиозной ритуальной практики. Магия без такого контакта с Той Стороной немыслима в принципе.
У жителей Египта это чувство определённо было выражено ярче, чем у всех соседних народов.
И при этом сферы «божественного» и «земного» строго разделялись. Священные тексты пишутся иероглифами и иератическим письмом, обычные – упрощённым демотическим. Священные здания строятся из камня, обычные – из кирпича.
Даже храмовые постройки делились на «хозяйство» и «жилище бога», а люди, трудившиеся в храме – на простых служителей и «хему нечер», слуг бога.
В результате о египетской религии можно говорить в двух смыслах. В широком она охватывала собой всю жизнь этой страны. В узком – это происходящее в священных каменных зданиях, то есть почитание богов и культ мёртвых.
Иногда говорят, что история человечества – история расколдовывания мира. Сфера профанного, не имеющего отношения к богам и истине, расширялась и расширялась, пока не охватила собой всё.
Отчасти это так и есть – но это только половина дела. Одновременно происходил и противоположный процесс: везде, где присутствие божества ещё оставалось, оно делалось всё важнее и очевиднее. Священное становилось более священным.
В Египте это видно особенно отчётливо. Чем ближе к нашим временам, тем больше храмы сосредотачивались на почитании богов и отходили от бюрократических административных вопросов. Со временем туда и вовсе перестали пускать простых смертных, а жрецы стали кастой и начали передавать свои должности по наследству.
Медицинское искусство в Египте, как и везде, с веками также развивалось – но здесь оно считалось частью магии. Врачи были жрецами Сехмет, и потому колдунами. Это отразилось на учебниках и руководствах для врачей. В эпоху Птолемеев медики полагались на обряды и заклинания куда сильнее, чем за полтысячелетия до этого.
Труды Ассмана ценны не только наблюдениями и выводами исследователя, но и его собственными мыслями.
Одна из них – различие между скрытым и явным богословием, которое Ассман обнаружил в египетской религии, но есть оно и в большинстве остальных. Разница между взаимодействием с богами и учением о Боге.
Но это тема для другого разговора.
|
</> |