Египетские чтения

топ 100 блогов anairos11.03.2024 В этом феврале от нас ушёл великий религиовед и египтолог Ян Ассман. Его трудами мы многое знаем не только о религии древнего Египта, о том, как она повлияла на греков и евреев – но и вообще о религии как таковой.

Знали ли вы, например, что большую часть египетской истории «церковь» и «государство» были там фактически синонимами?

Каждый город принадлежал определённому богу – бог в буквальном смысле правил им и владел его землёй. Города не окружали стенами – укреплены были только храмы и их территории. Храмы же служили административными центрами, а старшие жрецы занимались всеми делами управления.

Все жители города считались служителями городского бога, и все они поочерёдно исполняли обязанности почасовых жрецов, совершающих положенные ритуалы в храме. В основном эти ритуалы сводились к уходу за статуей бога – его будили, умывали, одевали, кормили, оказывали ему все необходимые почести, а в конце дня «укладывали спать».

Время от времени, в дни своих праздников, бог покидал храм и являлся подданным – как и подобает высокому правителю, на носилках. Тогда он исполнял молитвы и изрекал оракулы.

Для таких шествий египтяне строили особые дороги – идеально прямые и ровные. В некоторых случаях для этого приходилось буквально срывать холмы и заравнивать ямы. Именно оттуда сохранившийся даже в Библии призыв «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Царь – ещё один земной бог, но, в отличие от всех остальных, воплощённый в человеке – стоял на вершине всей этой религиозно-административной системы. Коронация нового фараона происходила в присутствии всех богов (буквально – из всех городов на эту церемонию свозили их храмовые статуи), и это они должны были засвидетельствовать, что он и вправду один из них – Гор, сын Осириса.

Египтянин, вынужденный надолго уехать из родного города, даже по делам, не просто страдал от ностальгии – он был физически отлучён от родного бога, практически проклят. До наших дней дошли десятки печальных стихотворений, сложенных такими «изгнанниками».

Единственное исключение – если ехать приходилось в столицу, место, куда сходятся люди и боги со всей земли Египта. Это уже не изгнание – это паломничество к величайшим святыням.

Вообще египтяне считали всю свою страну огромным храмом, священной землёй богов.

У других народов были предания о золотом веке, когда боги ещё жили рядом с людьми. Но затем они удалились на небо, и начался нынешний век – железный, ржавый.

У египтян всё наоборот. Боги прямо сейчас живут среди людей. Храм – буквально жилище бога, и именно бог правит городом и его землёй. Но однажды наступит день, когда боги уйдут на небо, оставив землю без своей животворящей святой силы. И тогда придут чёрные времена.

Иными словами, те, кто понимает религию как «веру в потустороннее», должны были бы признать, что египетский культ богов – не религия. Хотя формально боги и обитают в своём потустороннем царстве, в то же самое время они буквально живут здесь и владеют землёй по закону.

Цель религии, как считал Ассман – вызывать и контролировать у человека чувство причастности к божеству, то есть тому, что сильнее, святее и могущественнее самого человека.

* Я бы сказал, что это одна из целей религии – и, несомненно, главная цель религиозной ритуальной практики. Магия без такого контакта с Той Стороной немыслима в принципе.

У жителей Египта это чувство определённо было выражено ярче, чем у всех соседних народов.

И при этом сферы «божественного» и «земного» строго разделялись. Священные тексты пишутся иероглифами и иератическим письмом, обычные – упрощённым демотическим. Священные здания строятся из камня, обычные – из кирпича.

Даже храмовые постройки делились на «хозяйство» и «жилище бога», а люди, трудившиеся в храме – на простых служителей и «хему нечер», слуг бога.

В результате о египетской религии можно говорить в двух смыслах. В широком она охватывала собой всю жизнь этой страны. В узком – это происходящее в священных каменных зданиях, то есть почитание богов и культ мёртвых.


Иногда говорят, что история человечества – история расколдовывания мира. Сфера профанного, не имеющего отношения к богам и истине, расширялась и расширялась, пока не охватила собой всё.

Отчасти это так и есть – но это только половина дела. Одновременно происходил и противоположный процесс: везде, где присутствие божества ещё оставалось, оно делалось всё важнее и очевиднее. Священное становилось более священным.

В Египте это видно особенно отчётливо. Чем ближе к нашим временам, тем больше храмы сосредотачивались на почитании богов и отходили от бюрократических административных вопросов. Со временем туда и вовсе перестали пускать простых смертных, а жрецы стали кастой и начали передавать свои должности по наследству.

Медицинское искусство в Египте, как и везде, с веками также развивалось – но здесь оно считалось частью магии. Врачи были жрецами Сехмет, и потому колдунами. Это отразилось на учебниках и руководствах для врачей. В эпоху Птолемеев медики полагались на обряды и заклинания куда сильнее, чем за полтысячелетия до этого.


Труды Ассмана ценны не только наблюдениями и выводами исследователя, но и его собственными мыслями.

Одна из них – различие между скрытым и явным богословием, которое Ассман обнаружил в египетской религии, но есть оно и в большинстве остальных. Разница между взаимодействием с богами и учением о Боге.

Но это тема для другого разговора.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Наши украинские братья очень любят вспоминать о том, как украинцев грузили в ...
Привет олегархам в чатике. Ежели кто забудет ключи от Ро3сге Сауеппе внути его же, практика показывает, что прикладом выбить окно вообще не вариант. К1енти Вай шаьш вайн орден я ез Нохчи бен чохь боцш эц чоьхь. Вай мух ду гойтар даркх цаьрн, ЕВПОЧЯ ...
Подробнее контекст (1), (2) и (3) здесь »»» (1) Name Company's Global Brand President and Doctor in Pharmacy Dr Name Doctor in Dermatology Насколько понимаю, 'Doctor' может быть как research degree , так и professional degree .  И здесь не 'доктор фармацевтических ...
Миллионер Сергей Лоскутов надумал жениться. Я был свидетелем со стороны жениха )) Правда, мое участие чуть не сорвалось, когда я увидел, что вторым свидетелем позвали Панина. Хотел сразу уйти, сказал, что на одном гектаре с ним… но ...
Президент Франции Эммануэль Макрон вновь привлекает внимание мировой общественности. На этот раз он отказался выводить французские войска из Нигера, игнорируя предварительные договоренности. Заявив, что «Франция не признает власть повстанцев в Нигере», он поставил своих граждан в ...