Египет 2024, part VIII — Абу-Симбел


Этот храм тоже переносили из-за Асуанской ГЭС. Здесь это ещё важнее, чем в Филах, потому что храм в какой-то степени астрономический. Он построен таким образом, чтобы дважды в год луч Солнца проходил через весь коридор и освещал находящиеся в самой глубине статуи (там 4 статуи, освещаются якобы только три, потому что четвёртая статуя Птаха, а он имеет какое-то отношение к загробному миру — прекрасный символизм). И вроде как эти две даты соответствуют дню рождения Рамзеса II и дню его коронации. Перенос храма оставил принцип, но передвинул эти даты на пару дней. Учитывая приблизительность всех наших календарей на масштабе трёх тысячелетий, мне это не кажется принципиальным. Мы были на пару дней спустя той самой даты, говорят, что в правильный день на порядок больше туристов, и очередь ведут прямо как в Мавзолее: идти ровным шагом, не останавливаться, у вас есть 2 секунды на фотографию :-)
Обратите внимание на вторую слева статую. Она рухнула ещё в Античность, и её кусочки лежат у ног статуи. Когда переносили храм, задумались, не собрать ли заодно эту статую из кусочков? Но нет, решили расставить на новом месте всё в точности так, как было на старом.
Изображение Рамзеса II. То ли со вторым стрелком за его правым плечом (по одному из вариантов прочтения — бог Амон прислал ему в этот момент третью руку), то ли попытка изобразить исключительно быструю стрельбу фараона (лично мне такое объяснение нравится больше — практически современное искусство).

На этой сцене Рамзес II уже победил вражеского генерала, он стоит на его теле и наносит победный удар вражескому монарху. Имеется в виду великая битва при Кадеше, Египет против Хеттского царства, после этой битвы был подписан первый документально засвидетельствованный мирный договор. Сам факт договора как бы намекает, что не было чистой победы одной стороны (иначе они бы тупо убили / захватили проигравших), и действительно, обе стороны в своих хрониках приписывают победу себе. Абу-Симбел — часть пропагандистской программы Египта. В частности, фигуры врагов на этом барельефе не в несколько раз меньше «наших» (как мы это видели в других храмах), они того же размера, что и Рамзес, они — «достойные соперники».

Храм действительно фантастический. Очень бросается в глаза, что он старше «греческих». Не всё «под линеечку», есть какие-то совершенно непривычные мне чуть ли не пейзажи. Здесь прямо план битвы, с крепостью, с дорогами.

Здесь видимо изображён Осирис (ноги вместе, значит они запелёнаты, значит герой мумифицирован, значит он умер, значит он — Осирис), но с откровенно стоящим членом. Это не единственное подобное изображение в храме. Скорее всего имеется в виду эпизод легенды об Осирисе, когда его убили, разрезали на кусочки, и Исида искала кусочки по всему Египту. Нашла всё, кроме члена, который сделала из глины.

Рядом с основным храмом — храм Нефертари, любимой жены Рамзеса II (вроде как у него их было 48 штук). Статуи у входа: 4 раза сам Рамзес, 2 раза Нефертари (того же размера, что фараон — неслыханная честь! на фасаде предыдущего храма она была — как и положено жене — в несколько раз меньше фараона), плюс несколько маленьких (их нужно высматривать у ног больших) статуй детей. Надер сказал, что это единственный храм для жены фараона. Есть захоронения. Есть храмы женщины-фараона. А вот именно храм жены — один. Очень любимая была жена.

В храме колонны Хатхор, ну и сама Нефертари регулярно в виде Хатхор — это богиня дома, семьи и всего того хорошего, с чем было принято ассоциировать любимую жену в то время.

Храм жены, но на стенах опять коронация Рамзеса II. Здесь он стоит между Сетом и Гором — это единственное на нашем маршруте изображение злодея Сета. Ещё забавно то, что фараон стоит на земле, а боги — на табуреточках. Вроде как это изображение не богов, а играющих их роль в момент коронации жрецов (неожиданный для меня уровень историчности для картинки в храме). При этом фараон был высоким человеком, и жрецы рядом с ним реально должны были стоять на табуреточках, чтобы фараону не пришлось преклонять перед ними голову — не знаю, чего стоит эта история, но звучит прекрасно.

Собственно, что на предыдущей фотографии делают Гор и Сет? Это символ двойственности отношения власти к народу. Пока народ послушен — ему является добрая и созидательная грань власти, это Гор. Но если народ перестаёт уважать власть — у неё найдётся и разрушительная грань, как Сет. Опять же, непонятно, к кому могла быть обращена подобная пропаганда, кто из простых египтян вообще мог видеть (тем более понять) такие картинки?
Просто ми-ми-ми декор: Хаткор в виде коровы на лодочке.

А это вот тоже неожиданно — не знаю, насколько это уместно называть горельефом, но я такого точно не видел в египетском искусстве. Это очередное изображение Хатхор, она (анфас, в центре, между двух как бы выемок) выступает из стены.

По пути туда видели искусственные оазисы, когда посреди пустыни стоит поливалка, и вокруг неё аккуратный круг зелёной растительности. Из автобуса сложно их фотографировать, потому что мы низко, а земля там достаточно плоская. Надер рассказал, что здесь на самом деле пытаются сделать город-сад на месте пустыни. Что проект буквально фараонический — недостаточно просто полить песок, чтобы он стал плодородной почвой. Землю надо готовить несколько лет, проект запустили в конце 1990-х, но после революции 2011 года он практически остановился. С 2018 года снова пытаются запустить, и якобы в 2022 году были уже первые урожаи зерна. Зачем всё это нужно? Население Египта резко выросло: в 2000 году было 70 миллионов, сейчас 110. Страна и так была небогатой, с таким резким ростом населения еды совсем перестало хватать, а тут ещё Россия на Украину напала — до войны Египет был первым покупателем как российского зерна, так и украинского.
В этот раз бросилось в глаза обилие портретов Ас-Сиси (нынешний президент Египта). Просто вот реально на каждом первом столбе с рекламой. Кажется, что на юге страны существенно больше военных баз — они огорожены стенами, с пулемётными вышками по углам, и на вышках реально сидят солдаты с пулемётами. Напротив входов стоят БТР. Ну и вообще, ощущение очень сильно милитаризованного общества.
А это просто логотип туалета а ля египетский картуш.

|
</> |