ЕГЭ
vitekwolf — 02.06.2010
Вот она, ненавистная пора экзаменов. Школьники, студенты,
абитуриенты...всем досталось сполна. А тут еще и нововведение в
виде ЕГЭ! Вот об этом и хочу написать (так сказать, о
наболевшем!).Если в России ЕГЭ только вводят (если не ошибаюсь,
второй год как сдают), то в Америке Единые Гос.Экзамены вещь не
новая и широко используемая. Но это еще не значит, что эта система
работает. США повсеместно использует такого плана экзамены: для
поступления в высшее учебное заведение после окончания школы (на
степерь баккалавра), для поступления в специализированое учебное
заведение (на степерь магистра). Для специализиванных ВУЗов
экзамены разные, для Бизнес Школы один экзамены, для Юридической
Школы другой, но тем не менее, экзамен един для всех Бизнес Школ в
стране (и зарубежом, в Европе). Встает резонный вопрос: как один
экзамен может измерить интеллектуальные данные всей страны, разных
регионов и различный национальностей? В одном только Нью-Йорке
проживают люди 500 разных национальностей. То есть люди разных
культур, менталитета и системы образования и воспитания. Вопросы,
входящие в единый гос. экзамен (любой) не учитывают (и просто не
могут учесть) все эти оссобенности. То есть тесты такого рода
biased (никак не могу подобрать верный перевод, что-то типа не
честный). Вот элементарный пример: я приехала в США в 14 лет, то
есть вся образовательная база была заложена в России, менталитет и
логика сложились достаточно прочно. Соответственно, мой образ
мышления значительно отличался от американских детей и детей других
национальностей. На протяжение всего обучения здесь в США, образ
мышления уже не менялся, а лишь чуть корректировался. В мозгу
логические процессы все-равно шли по той схеме, которая была
заложена с детства. То есть решение задач, где необходимо выбрать
правильный вариант ответа давались не легко, так как в России
такого рода тестирований не проводили. Сочинения также надо было
писать по новой схеме, а не по той, по которой я привыкла писать в
России. Плюс ко всему накладывался жизненный опыт, или отсутствие
такогого в некоторых аспектах жизни. Например, до приезда в Америку
я хоть и владела знанием компьютера, но про интернет и не знала. А
мои сверстники-американцы тогда уже вовсю бороздили просторы сети.
И таких примеров можно привезти множество. А если вы-ребенок
приехавший из страны третьего мира, то сдать ЕГЭ в США вам
практически не светит, просто потому что доступ к образованию и
уровень этого образования сильно отличаются от того, который
получают дети в Америке. Да что там иностранцы, даже дети с разных
побережий США отличаются. Кто-то прожил всю жизнь в Техасе и
менталитет у него соответствующий и словарный запас, а кто-то вырос
в крупных мегаполисах, таких как Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон. Даже
язык у детей с разных частей Америке отличается и многие фразы
могут быть понятны в Калифорнии, но совершенно не известны в
Нью-Йорке. А экзамен один на всех, и вопросы в нем совершенно
одинаковые. В большинстве своем такие тесты призваны определять
уровень логического мышления, интеллектуального развития и
аналитических способностей у абитуриентов (это могут быть как
подростки, так и взрослые люди). Но в том-то и дело, что логика у
всех этих многонациональных абитуриентов разная, в зависимости от
культуры, в которой они росли и развивались. Хочу привести в пример
один из реальных вопросов на экзамене GMAT (тест для поступления в
Бизнес Школу):Зебра может получить питьевую воду из двух
источников: пруда или реки. Какой из источников находится ближе к
настоящему местоположению зебры?(1) Двигаясь с одинаковой
скоростью, зебре понадобится 2 часа, чтобы дойти до реки от
настоящего местоположения.(2) Двигаясь с одинаковой скоростью,
зебре требуется 2 часа, чтобы дойти от пруда до реки. Варианты
ответов:А) Только (1) является верным, а (2) не является верным.Б)
Только (2) является верным, а (1) не является верным.В) Оба (1) и
(2) верны вместе, но не верны по отдельности. Г) Каждый statement
(1) и (2) верен сам по себе.Д) Оба (1) и (2) не верны сами по себе.
Правильный ответ Д. Ни один из statements не дает возможности
ответить на вопрос какой из источников воды ближе к зебре на данный
момент. В принципе, верно. Вот только можно посмотреть и с другой
стороны. Если зебре требуется два часа, чтобы дойти от пруда до
реки, и столько же времени, чтобы дойти до реки от настоящего
местоположения, то зебра уже находится у пруда! То есть ответ В!
Так как о местоположении этих мест ничего не известно (на одной
линии они находится или нет), то вполне может быть так, что зебра
уже у пруда. Но создатели теста отметают этот вариант, как
невозможный ни при каких обстоятельствах: не может быть зебры у
пруда, так как зебры у пруда быть не может. То есть американский
человек не подумает, что зебра уже у пруда, а человек другой
национальности вполне может такое предположить, тем самым снизив
свои шансы выбрать правильный вариант ответа на вопрос. Таких
примеров может быть множество. Например, одна из частей
GMAT-написание небольшого эссе. Дается тема и необходимо написать
как можно более логично и аналитически свое отношение к ней. Так
вот проверяет данные эссе компьютер и человек (человек проверяет
ОЧЕНЬ! много эссе в день, поэтому особо не вникает). Система
проверки сочинения эссе заключается в том, что компьютерная
программа ищет одинаковые! ответы в сочинениях всех, кто сдает
тест. То есть ты просто обязан думать как все! Даже если не
учитывать тот факт, что я понятия не имею, как думает
среднестатестический американец, возможно у меня есть свое видиние
вопроса, не менее правильное. То есть если ты предложил
инновационый, креативный и возможно даже гениальный ответ, ты
получишь самый низкий балл. Происходит банальное зашоривание
мозгов. А что если человек планирует в науку идти, такое
зашоривание просто не приемлимо. А теперь перенесем эту систему
тестирования на Россию. Мало того, что страна намного больше США,
соответственно, в разных регионах образование и его уровень
отличается, так еще и уровень коррупции в стране не малый. Поэтому
об объективности оценки уровня знаний студента остается только
мечтать. По данным сдачи ЕГЭ в России за прошлый год, самый высокий
показатель знания русского языка был зафиксирован на Кавказе!!!
Боюсь показаться националисткой, но если смотреть объективно на эти
данные, волей-неволей закрадывается подозрение, что экзамены были
проданы! Я твердо уверена, что система единого экзамена не работает
и не измеряет действительный уровень знаний и интеллектуального
развития студента. Все, что экзамен измеряет это индивидуальную
способность сдавать этот конкретный экзамен! При каких еще
обстоятельствах в жизни (в карьере и учебе) данная способность
может пригодиться остается для меня загадкой. Как наверно можно
было догадаться, я успешно завалила сдачу экзамена GMAT для
послупления в Бизнес Школу. Но данный пост не является попыткой
оправдаться или найти причины этого провала. Я признаю, что я могла
получить низкий балл в связи с отсутствием необходимого кол-ва
серого вещества или извилин (что там у нас отвечает за интеллект),
но мое мнение о ЕГЭ сформировано под влиянием других факторов, и я
бы очень не хотела, чтобы Россия повторяла ошибки Запада в системе
образования.