Е.ФРОЛОВА И О.ЧИКИНА, ПОСЛЕ ГРОЗЫ.

топ 100 блогов tania_al29.03.2011 Когда случалось что-нибудь плохое, Карл Густав Юнг обычно приговаривал своим друзьям: «Из этого выйдет что-то хорошее…». И действительно – шли дни, а сквозь них прорастало нечто новое, чему печальные события расчищали путь. В моём опыте именно так чаще всего и бывало. Поэтому когда на мою голову обрушивались очередные неприятности, из зыбкого облака выплывала тень мудрого Карла Густава и утешительно бормотала: «Из этого выйдет что-нибудь хорошее…».


А неприятности случаются не только в реальной жизни, но и в виртуальной. Например, в ситуации, когда один из героев моего романа, в гневе и обиде созывает друзей и союзников под свои знамена, а те стекаются отовсюду – поддержать, утешить, посочувствовать, и заодно поиронизировать над обидчиком, – вспоминаешь знаменитый клич Жанны Д'Арк: «Те, кто любит меня, – за мной!».

Но оказаться лицом к лицу с целым виртуальным войском, да ещё и в полном одиночестве – нелегко… И что остаётся? Каяться и посыпать голову пеплом? Раздирать одежды и сокрушаться в своей неосмотрительности? Или всё-таки достать из кладовки ржавый шлем, тряхнуть растрескавшимся щитом и вывести из стойла подслеповатую лошадку?

Года три назад я впервые начала делиться впечатлениями о концертах, записями и фотами – и делалось это в расчете на «тех, кто в море», живёт за границами и просто физически не может добраться и присутствовать. Исходный импульс был – поделиться… Но я слишком долго не понимала, насколько ранимы артисты и как же им важно лицезреть себя красивыми, одухотворенными, яркими и безупречными – такими, чтобы самим от себя вдохновиться.

Более того: я считала, что человек, который выходит на сцену, СИЛЬНЕЕ того, кто сидит в зрительном зале. Что ему есть, что сказать и чем поделиться, и он как бы берет на себя роль «проводника» – по отношению к зрителям. Отчасти все эти предрассудки в меня впитались ещё со времен Окуджавы и Высоцкого, которые в некий момент юности действительно были для меня «проводниками», а потом – и кое-кто из пришедших за ними.

Долго казалось: авторская песня – не просто уютные посиделки с гитарой или весёленький «междусобойчик». Каждый концерт – это совместный рост, воспринятая от другого исповедь, источник открытий… Ты выходишь из зала уже другим, чем вошёл в него. Со временем я поняла, что все эти надежды относятся лишь к профессиональной авторской песне – или, иначе говоря, концертной, сценической. Где-то между ней и постаревшими КСП-шниками по-прежнему живут коллективные посиделки. Но всё мало-мальски способное к развитию – или хотя бы к бодрому прокручиванию своих стародавних находок – ушло на сцену.

А на сцене – растеклось на множество частных ручейков. И свелось всё к тем же «междусобойчикам»: на одного автора ходит горстка друзей-родственников-поклонников, на другого – горстка родственников и друзей, на третьего… Словно в туристско-палаточно-костровые времена песня опять стала формой ОТНОШЕНИЙ, когда прийти на чей-то концерт означает, что зритель любит автора КАК ЧЕЛОВЕКА, а остальные сидящие в зале – их общие друзья-приятели. Примерно так я поняла вчера ужас поэта и музыканта, который шёл на концерт К ДРУЗЬЯМ, а оказалось, что в зал набились ещё и всякие разные ЗРИТЕЛИ, которым – кроме личного обаяния, эмоциональности и чудесности – ещё что-то подавай.

Однако этот злосчастный концерт мне кажется настоящим подарком судьбы (прав, прав был Карл Густав!). Благодаря ему обнаружился важный факт, который было удобно не замечать. Но его стоит заметить, ибо с ним связаны перспективы РАЗВИТИЯ в песне, а не застоя и унылых самоповторов.

У современной авторской песни (в её женском изводе), есть два главных фланга, два «полюса» – Чикина и Фролова. Веру Вотинцеву я как самостоятельный «полюс» не ощущаю по простой причине. Она очень женственна и пластична. Поэтому на сцене может проявиться и как Оля, и как Лена – работает и в том, и в другом диапазоне. А Лена с Олей – существа андрогинные (в психологическом смысле). Помимо пластичности, в каждой есть своя тайная несгибаемость, своя доля «булатности», как в мече. Своя внутренняя последовательность и вера.

Но они противозаряжены, «противонаправлены» – как плюс и минус. Дважды слышала возмущение (по поводу своего отзыва), что в тот вечер не могло быть никакого «соперничества». Его, разумеется, не было и в помине – на уровне доброй воли. Все участники концерта – хорошие, щедрые, миролюбивые… Откуда же сыпаться искрам? Но они таки сыпались, как бывает при встрече противозаряженных частиц – по законам физики, наверно.

Можно описать это по-разному – с разных ракурсов. Но мне ближе – через время. Фролова на сцене пытается существовать в Большом времени, которое тянется из одной эпохи – в другую, соединяет живых с умершими. В нём всё, что было «когда-то», много важнее сиюминутного. Действует иерархия значимости и духовных достижений. Это – поле памяти.

Чикина на сцене порождает Всегдашнее Настоящее, когда собеседник – не дальше вытянутой руки (даже если он выдуман и никогда не существовал в природе). Ещё такое время можно назвать Детским – раздвижным, раздающимся вширь. Прячешься от взрослых в шкафу, а там внутри – целый мир: и страх, и радость, и предвкушение, и опасность. Каждый миллиметр пространства вроде бы обжит, знаком до одури, и одновременно – дик и необычен.

Или иначе, через пространство: доминанта Фроловой – «верх», вертикаль, движение ввысь… У Чикиной – «низ», земля, почва; возможность присесть на корточки, оказаться на уровне ребёнка или собаки.

У каждой – своя особая сила: Фролова связывает нас с миром «предков», а Чикина – растворяет границы между детским и взрослым мирами, пробуждает в зрителе – внутреннего ребёнка. В итоге – мир становится универсальнее, понимания и сочувствия в нём больше.

Но если жить только на уровне детского самоощущения и взгляда, сотрётся память о давнем прошлом, о Большом времени предков и умерших (дети её не имеют). Если денно и нощно чтить предков, выхолащивается живая жизнь – сиюминутная, весёлая, беспамятная.

Получается, что эти два крайних «полюса», воплощённые Олей и Леной, дополняют и усиливают друг друга. Даже их искушения, их опасности, – то, что грозит каждой из них застоем (на сцене) – контрастны.

Искушение Фроловой – объявить «монополию на духовность», утратить живую динамику и непредсказуемость в однонаправленном движении «вверх». Превратиться в культовую фигуру, которая не столько – «проводник» чувств, энергий и смыслов, сколько сама – объект поклонения.

Искушение Чикиной – эксплуатировать собственную «детскую» харизму и сокрушительное обаяние, когда достаточно выйти на сцену и улыбнуться, – и зрители уже счастливы… И можно даже не напрягаться с кропотливым сочинением стихов-песен, не особо их шлифовать. Всем и так хорошо.

Чтобы в сценическом пространстве не прерывалось движение, необходима «двуполюсность», взаимное влияние (пусть и на расстоянии) конфликтующих сил. Другое дело, что при слове «конфликт» принято пугаться и считать его злом, и доказывать, что его не существует… А конфликт, как я чувствую, – это электричество. Не действие чьей-то воли, а заряженный энергией воздух. Заряженный разностью, невольным противоборством… Иначе откуда – без противоборства-то – возьмётся такой силы энергия?

Именно это крайне редкое для вечеров авторской песни состояние я и ощутила на концерте Вотинцевой, Чикиной и Фроловой: всколыхнулась ЭНЕРГИЯ. Сейчас ведь мало какой бардовский концерт проходит без привкуса скуки. А там вдруг нечто сдвинулось, затрепетала на ветру занавеска…

Только, видно, времени на самом концерте не хватило. Слишком быстро он закончился. Потому что вскоре эта творческая энергия «конфликтности» стала расползаться по Интернету, будто джинн, выпущенный из бутылки… Ужас-ужас… Но я-то знаю… Мне уже давно Карл Густав Юнг растолковал: «Не стоит бояться неприятностей. Из них обязательно выйдет что-то хорошее…».


P.S.

А по поводу справедливого возмущения Оли и Веры качеством фотографий и записи, торжественно обещаю, - как в детстве:

Я БОЛЬШЕ НЕ БУДУ.

Простите, Оля и Вера!
Мне вы на всех фотографиях кажетесь очень красивыми и выразительными, и я в упор не вижу, где что-то «не так». Но больше никаких фотографий с концертов и записей выкладывать не буду.

Все посты с фотографиями, которые вам не понравились, я убрала. Их больше нет.
Е.ФРОЛОВА И О.ЧИКИНА, ПОСЛЕ ГРОЗЫ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Слово Cherry имеет много значений, оказывается, так что фотосессию эту можно назвать и вопринять по-разному. Вариант Вишня . Похоже? Наверное. А можно назвать Девственница (вернее, целка - но мы же с вами культурные люди!). Тоже похоже. Наверное. А может быть банан это просто ...
Теперь, думаю, становится все более очевидной идея, высказанная много лет назад: отношение к Сталину - проверка на вшивость. Или критерий вменяемости. Речь, конечно, не о личности, и не о некоем (выдуманном противниками) раболепном преклонении перед "Великим Вождем". Это ведь они, ...
Вообще разговаривать с мошенниками по телефону иногда прикольно. То они прикинутся следственным комитетом и предупредят что разговор записывается. Ага, то рядовое дело не добьешься от них раскрыть, а тут вдруг заметили подозрительную операцию из миллиарда подобных. Или из другого банка ...
Вдумайтесь в два предложения из одного текста: Два химика из Перми за десять лет изготовили наркотиков на 54 миллиарда долларов. В 2010 году пермское предприятие обанкротилось. подробнее ...
скромное и экономное...' ...