ЭДУАРД ХРУЦКИЙ. ОСЕНЬ В СОКОЛЬНИКАХ

топ 100 блогов nikonova_alina11.11.2024
ЭДУАРД ХРУЦКИЙ. ОСЕНЬ В СОКОЛЬНИКАХ

Часть 1.

         Мир искусства – художники, картины, продажа и перепродажа произведений, подделки и кражи, – благодатная тема для авторов детективов и триллеров, но почему-то у писателей, работавших в советское время, она не пользовалась особой популярностью. Ну, положим, в дилогии Юрия Кларова «Черный треугольник» и «Станция назначения – Харьков» речь идет о произведениях ювелирного искусства дореволюционной России, а в «Визите к Минотавру» братьев Вайнеров действие строится вокруг похищения скрипки Страдивари. Сюжеты с ограблением церквей и контрабандой икон фигурируют в «Анонимном заказчике» Сергея Высоцкого и «Ларце Марии Медичи» Еремея Парнова. Я не упоминаю в этом списке «Подпаска с огурцом» Ольги и Александра Лавровых, поскольку это все же не совсем самостоятельное литературное произведение, а, скорее, сценарий для телефильма, с минимальными издержками переделанный в повесть.

Немного особняком в этом ряду стоит повесть Эдуарда Хруцкого «Осень в Сокольниках», впервые опубликованная в 1984 году.

Эдуард Хруцкий (справа) и скульптор Евгений Вучетич
Эдуард Хруцкий (справа) и скульптор Евгений Вучетич
Иван Хруцкий. Плоды и птичка. 1833
Иван Хруцкий. Плоды и птичка. 1833

        Хруцкий начал свой путь в остросюжетную литературу с 1957, когда, демобилизовавшись, пришел в журналистику (кстати, он был правнуком известного в 19 веке художника, мастера натюрмортов Ивана Хруцкого). Вообще, ему прочили неплохую военную карьеру, но случилось так, что его отец, кадровый разведчик, в начале 1950-х годов покончил собой, опасаясь (и, видимо, не без оснований) репрессий, который могли бы затронуть не только его, но и его семью. В итоге, Эдуард смог окончить Ленинградское военно-инженерное училище им.Жданова, два года прослужил в армии, а затем начал писать.

Хруцкий в своих заметках и репортажах много рассказывал о людях мужественных профессий, а также о спортсменах, в частности, о боксерах, поскольку боксом увлекался с детства. Позднее он начал работать над книгами и документальными повестями, связанными со спортивной проблематикой, а также детективами, посвященными работе советской милиции в разные периоды ее существования.

Вообще, по поводу творчества Хруцкого у меня сложилось такое ощущение, что он все время чуть-чуть где-то не успевал, а где-то недотягивал. Интересоваться работой советской милиции он начал еще в середине 1950-х годов, у него были друзья в МУРе и обширные связи в том числе и в московской криминальной среде того времени но первооткрывателем жанра милицейского процедурала в нашей стране все же оказался не он, а Аркадий Адамов, опубликовавший свое «Дело «пестрых»» в 1956 году. Хруцикй первым начал развивать тему банд, действовавших в Москве в военные и первые послевоенные годы (в своем цикле «Четвертый эшелон»), но и здесь его однозначно превзошли братья Вайнеры с их «Эрой милосердия». Это же можно сказать и об экранизациях, коими произведения Хруцкого отнюдь не были обделены. Но «Место встречи изменить нельзя» и сейчас является одним из культовых советских фильмов, который регулярно показывают и по центральному телевидению, а экранизации повестей Хруцкого, посвященные тому же времени («По данным уголовного розыска», «Приступить к ликвидации») известны, вероятно, только знатокам, хотя актерские составы в обоих фильмах не менее впечатляют (Олег Стриженов, Василий Лановой, Георгий Юматов, Леонид Неведомский и т.д.)

ЭДУАРД ХРУЦКИЙ. ОСЕНЬ В СОКОЛЬНИКАХ

        Также не повезло и его сериалу «На углу у Патриарших» и его продолжениям, снимавшимся с середины 1990-х по начало 2000-х гг, который так и не смог превзойти по популярности (да и по уровню) своих питерских конкурентов «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия» и «Бандитский Петербург».

        Впрочем, наградами и официальным признанием Хруцкий отнюдь не был обижен. В 1978 году за цикл повестей о работе милиции в военные годы, выпущенный под общим названием «Четвертый эшелон»,  он получил премию имени Николая Кузнецова, а также премию литературного конкурса МВД СССР и СП СССР «за лучшее произведение о советской милиции».

          «Четвертый эшелон» – это серия, объединенная общими героями и примерно одной эпохой (1940-е-50- годы), тогда как «Осень в Сокольниках» - отдельный роман. Впрочем, его персонажи в некотором смысле все равно связаны с героями «Четвертого эшелона», поскольку автор постоянно подчеркивает преемственность традиций у сотрудников МУРа и периодически упоминает героев своей серии в более поздних произведениях.

Генерал Николай Николаевич Сухотин
Генерал Николай Николаевич Сухотин
 2-ой Зачатьевский переулок. Фотография 1960-х гг.
2-ой Зачатьевский переулок. Фотография 1960-х гг.

         Итак, повесть «Осень в Сокольниках» начинается еще в первые послереволюционные годы, когда особняк некоего генерала Сухотина Андрея Павловича передают для организации районного всевобуча. Генерал Сухотин, скорее всего, персонаж,  вымышленный, как и его дом в Зачатьевском переулке (номер которого не уточнен), хотя в отечественной истории были известны несколько военных деятелей с этой фамилией, например генерал от кавалерии Николай Николаевич Сухотин, военный теоретик и государственный деятель, скончавшийся в Петрограде в 1918 году.

Иван Владимиров. Разгром помещичьей усадьбы. 1926
Иван Владимиров. Разгром помещичьей усадьбы. 1926

        В особняке представители новой власти находят французский камин 18 века работы мастера Жюля Пино, облицованный авторской фарфоровой плиткой с изображением дам и кавалеров, и шесть эмалевых медальонов, выполненных мастером Лимаревым, вмонтированных в стену. Первоначальный порыв уничтожить остатки прежней буржуйской жизни, останавливает назначенный руководителем организации революционный матрос Павел Фомин. В итоге поступивший в распоряжении всевобуча студент ВХУТЕМАСа Огневой закрыл камин кожухом с красными звездами и замазал медальоны, написав на них изображения революционных кораблей:

         «…Фомин шагнул к стене. Шесть медальонов смотрели на него, словно шесть глаз. Он подошел ближе, обтер один ладонью. Свет, падающий из-за его спины, немедленно отразился в голубовато-зеленом овале, и он ожил.

        И улица Москвы наполнилась теплым живым цветом.

        Медальон стал похож на окно, за которым жили маленькие дома, маковки церквей и спешили люди по своим, неведомым Фомину делам.

       — Ишь ты, — сказал начальник районного всевобуча, вынул платок и аккуратно вытер медальон.

       — Примитивизм, — сказал за его спиной Огневой, — середина восемнадцатого века. Видимо, работа крепостного художника.

       — Пережиток, значит? — неуверенно спросил Фомин.

       — Именно. Революционное искусство зачеркнуло этот период. Мы не признаем обветшалой мазни.

        — Выламывать будем, товарищ Фомин? — деловито спросил завхоз.

        Фомин посмотрел еще раз на домики и маковки, на кусок этой неведомой ему жизни и ответил тихо:

       — Жалко.

       — А чего жалеть, — Огневой набил махоркой трубку, — мы ведь мир старый разрушаем. На месте этих лачуг вырастут светлые дома из стекла и бетона. Новая жизнь возможна только при полном разрушении старой.

       — Все равно жалко. Сделано уж больно душевно. Вот что, товарищ Огневой, ты эти картинки старого мира закрась и изобрази на них революционные корабли.

        — Какие?

        — «Потемкин», к примеру, «Аврору», «Петропавловск», «Новик». Я тебе фотографии дам. А ты, товарищ завхоз, стекла эти с воинами старыми вынь, но сложи их аккуратно и вставь нормальные стекла, чтоб свет был и чистота как на эсминце. Понял?

        — Понял.

        — Так и начнем.

        Фомин подошел к окну. Осеннее солнце висело над городом. Где-то, надсадно треща, прогрохотал трамвай…»

Изразцовый камин 18 века из Екатерининского дворца в Царском селе. Фрагмент
Изразцовый камин 18 века из Екатерининского дворца в Царском селе. Фрагмент

         Далее действие переносится в начало 1980-х годов, когда происходит основное действие повести, и мы узнаем, что бывший особняк генерала Сухотина передали в распоряжение неназванного музея и начали в нем реставрационные работы. И, как водится в произведениях соответствующего жанра, эмалевые медальоны и камин, - его главные художественные ценности, - были из особняка украдены.

Продолжение следует…


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Опубликовано 27.06.2014 26 июня, нашими подразделениями, при поддержке бронетехники, был атакован блокпост карательных войск №1(Рыбхоз). В ходе упорного боя, продолжавшегося более получаса, блокпост был разбит. Остатки его гарнизона поспешно отступили, уничтожено два БТР-80, третий з ...
Сегодня в центре внимания свитер. Мягкий, уютный и очень красивый! В хороший свитер из натуральной ткани имеет смысл вкладывать деньги. Я не против синтетики, нет. Просто не стоит забывать, что свитер из синтетических волокон не должен дорого ...
Когда неискушённый в советских реалиях человек прочтёт отзыв американцев о танке Т-34 и сравнит полученную информацию с данными о выпуске этих машин, то у него должен возникнуть вопрос: "Но ведь у советского военного руководства тоже были все те же сведения. Почему они не остановили ...
2 Во всех романах главный герой сверхъестественной силой переносится в прошлое – в тела других людей). В первой книге он оказывается среди переселенцев, направляющихся на Нижний Амур практически сразу после основания Хабаровска. Во ...
Самым показательным эпизодом российских протестов стало избиение Маргариты Юдиной. Напомню, что 23 января, в Санкт-Петербурге полицейский ударом ноги повалил на асфальт 54-летнюю женщину, которая попыталась преградить дорогу “правоохранителям”, грузящим очередного малолетоса в ...