Эбола. Парниковые газы. COVID-19. Теракт 9/11 - четыре случая одной схемы

топ 100 блогов alex_rozoff26.04.2020 "Я хочу поделиться главными выводами, которые мы обычно закрепляем в финале курса:
1. Вдохните. Когда ваш инстинкт срочно действовать включается, ваша способность к анализу исчезает. Просите больше данных, проверяйте их.
2. Избегайте релевантных [тематически соответствующих], но неточных данных.
3. Опасайтесь “пророков” и не полагайтесь на однозначные сценарии развития событий. Не оставляйте себе для анализа только лучший или только самый худший вариант
4. Опасайтесь радикальных шагов — оцените возможный вред. Менее драматичные действия чаще оказываются более эффективными...
...Меня беспокоит бесчисленное количество статей с цифрами, выводами и решениями, связанными с коронавирусом. Нельзя забывать — мы часто ошибаемся из-за неверных данных. Пример этого — борьба с вирусом Эбола в 2014 году. Смотрю на борьбу с COVID-19, и мне кажется, что мы не выучили ни один из тех уроков.(Роман Нестер)*
...
В 2014 в Либерии вспыхнула эпидемия Эбола. Это заразная болезнь с высокой смертностью, убивающая каждого второго. Все тогда только и говорили про “экспоненту” — именно так выглядели графики заражения и, главное, смертности. В стране ввели карантин, закрыли учреждения и ввели беспрецедентные для Западной Африки ограничения и меры по улучшению гигиены. Несмотря ни на что, графики по количеству зараженных росли. Их публиковали в регулярных релизах и за ними стал следить весь мир. Кажется, принятые меры не работали.В стране ввели карантин, закрыли учреждения и ввели беспрецедентные для Западной Африки ограничения и меры по улучшению гигиены. Несмотря ни на что, графики по количеству зараженных росли. Их публиковали в регулярных релизах и за ними стал следить весь мир. Кажется, принятые меры не работали. Рослинг [шведский статистик и врач, д-р Ганс Рослинг] решил разобраться в чем дело. Борьбой с Эболой занимались американское федеральное агентство CDC и WHO (ВОЗ). Именно они публиковали регулярные данные о “зараженных”, называя их при этом “подозрение на заболевание” (suspected cases).
На графики умерших от вируса Эбола, например, попадали те пациенты, кого привезли с подозрением на Эболу, но затем они умерли от других причин. Чем больше увеличивался страх от болезни, тем больше людей поступали в больницы “с подозрением” (suspected) и учитывались в главной статистике “заражённых” (total cases).

Д-р Рослинг взял в министерстве Здравоохранения Либерии данные по подтвержденным случаям. Оказалось, у пациентов, поступавших “с подозрением” брали кровь и рассылали в 4 лаборатории. Результаты их анализа приходили в таблицах Excel. Но дальше не было никого ответственного за сведение этих таблиц! Всех интересовало лишь то, как много новых “подозреваемых” продолжает поступать в больницы. Рослинг взял эти данные, очистил их от дублей и свел воедино... И оказалось, что в итоге реальные заражения и смерти от Эболы пошли на спад! Но при этом испуганные люди продолжали при первых опасениях бежать в больницы. И попадали в статистику все новых “подозреваемых”!
Он отправил свой график в ВОЗ и CDC.
Эбола. Парниковые газы. COVID-19. Теракт 9/11 - четыре случая одной схемы
К удивлению Рослинга, CDC отказались публиковать его в очередном релизе! Бюро настояло на публикации графика по прежней ошибочной методике с пугающим растущим количеством “госпитализированных с подозрением на Эбола”. И тут Рослинг понял — все дело в том, что CDC считали, что они должны поддерживать ощущение срочной необходимости среди тех, кто отвечал за выделение ресурсов.

... [Далее проф. Нестер переходит от Эболы в Либерии к CO2 в атмосфере Земли]...

“Нам нужно создать страх” — это слова бывшего вице-президента США Эла Гора. Он сказал их Рослингу, когда попросил того проиллюстрировать своими графиками опасность выбросов СО2 для своего очередного семинара. При этом, Гор отказался от предложенных Рослингом альтернативных графиков, которые показывали положительные прогнозы и улучшения. Шведский профессор настаивал на более объективной картине, но только преувеличение опасности могло дать Элу Гору ожидаемый эффект.

...[И проф. Нестер переходит к сегодняшней ситуации с уханьским коронавирусом]

Каждый второй журналист раскручивает панику все сильнее, привлекая на свою сторону новые непроверенные данные и рисуя новые пугающие графики. Несмотря на все оговорки учёных и институтов о том, что мы можем очень сильно ошибаться сейчас, когда смотрим на эти цифры! И несмотря на их напоминания, что многие данные еще не очищены и сбивают нас с толку — это не останавливает никого. Паника продолжает закручивать мир и данные только подпитывают ее. Опасность в том, что многомиллионная аудитория изучает графики на основе экстраполяций из неточных данных и у них складывается иллюзия осведомленности. Люди не изучают природу данных, не проверяют их источников. Графики и выводы путешествуют из публикации в публикацию, уже без исходных оговорок, списков допущений и альтернативных сценариев. Пресса избирательно сохраняет только яркие провокационные картинки и выводы, привлекающие внимание, убирая все лишнее и двусмысленное.
Это не значит, что мы должны игнорировать гибель людей и пренебрегать опасностью. Но нам нужно быть аккуратнее и объективнее в том, как именно мы действуем. И точно — не позволять данным вызывать панику.
***

На этом я заканчиваю цитирование статьи проф. Рослина, и привожу мнение о COVID-19 со стороны эксперта масс-медиа с 30-летним стажем.
"Так нельзя, мы дошли до состояния вот этой борьбы с международным терроризмом в начале 2000-х, когда не только жертвами этот терроризм был ужасен, а тем страхом, который он вселял, и готовностью людей подчиняться этому страху и отказаться от своих привычек, от образа жизни, от всех достижений цивилизации. Это невозможно. Я как человек, что-то понимающий в масс-медиа, я же чувствую этот ежедневный «информационный террор» сейчас. Когда только одна тема предлагается массовому сознанию и когда массовое сознание требует новых и новых страшных новостей и на эту тему ничего другого не воспринимает. Это уже паранойя. мы так до сроку все помрем просто от собственной паники" (Леонид Парфенов).

Если подобное заявляет человек, чьей профессией на протяжении 30 лет является создание наперед заданного эффекта среди массовой аудитории - методами масс-медиа, то к нему имеет смысл прислушаться.
Такие дела.

------------------
*Здесь и далее цитируется статья: 11 апреля 2020 "Как вирус Эбола научил нас работать с данными про заражения, а мы забыли все его уроки" (Роман Нестер, профессор НИУ ВШЭ, эксперт по Big Data).
https://habr.com/ru/post/496752/
** 10 марта 2020. "О коронавирусе и страхе".(Леонид Парфенов, актер и телеведущий)
https://zen.yandex.ru/media/parfenov/o-koronaviruse-i-strahe-5e67ebcd6b5fab5c52b6e983

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Фотозагадка: кто у меня в гостях? ...
...
Вы знаете, что у официальных лиц, есть такая традиция выпускать дерьмовые часы, для того что бы их дарить всяким блогерам, отцам многодетных семей и забрасывать в фундаменты строящихся электростанций? Часы дешманские, не жалко.  Хамитов часы кинул, потом Ялалов... Казалось ...
вот наваяла.. ...
В очень популярном утверждении, что "в любой ситуации виноваты оба" и в настойчивых призывах к пострадавшему "задуматься, как он это допустил, и признать свою вину", мне всегда непонятно одно.   Ну ок, "танго танцуют двое". Ну ок, "а куда он/она смотрела?". Ну даже ок - "всегда винов ...