Дюма и жизнь — 7

По следам господина Бонасье, часть вторая
Итак, мы вспомнили, что в «Двадцать лет спустя» господин Бонасье упоминался исключительно как нищий с паперти святого Евстафия.
Надо сказать, место для попрошайничества бывший галантерейщик выбрал очень грамотно.

Вот она, та самая паперть, на которой он, судя по всему, и побирался.

Церковь святого Евстафия (Сент-Эсташ) находилась неподалеку от башни святого Иакова, в двух шагах от знаменитого рынка, который парижане прозвали Чревом Парижа, и была местом, как бы мы сейчас сказали, элитным. В этой церкви крестили Ришелье, мадам де Помпадур и Мольера. Здесь принимал первое причастие Людовик Четырнадцатый, здесь отпевали Анну Австрийскую и мать Моцарта. Здесь же похоронены Лафонтен и Кольбер, министр финансов Людовика Четырнадцатого.
Так что наверняка здесь и подавали хорошо, и на рынке можно было какую-то еду перехватить. Не самый плохой вариант для нищего, прямо скажем. Кстати, святого Евстафия Плакиду почитают не только католики, но и православные. Он мученически погиб вместе со всей семьей в начале второго века, задолго до схизмы.

К слову, в мушкетерские времена фасад церкви выглядел несколько иначе, его многократно перестраивали почти в каждом веке. Зато интерьеры частично в стиле пылающей готики, частично в стиле ренессанс, к счастью, остались нетронутыми.
Барометр явно уцелел лишь частично.

Во время Революции церковь была закрыта. Долгое время ее использовали в качестве рыночного склада, а когда вернулась религиозная жизнь, храм оказался в плачевном состоянии. Его с большим или меньшим успехом пытались реставрировать, но к началу 21 века церковные интерьеры выглядели, мягко говоря, очень грустно. Мои фотографии из ранних поездок 2009 — 2015 во многом передают эту атмосферу. К счастью, несколько лет спустя началась полноценная реставрация, поэтому в 2018-м я сумела заснять наполовину восстановленную церковь, которая оказалась поистине прекрасной.



Мощи святого Евстафия

Скульптура «Папа Александр II устанавливает обычай использовать святую воду»

Апостолы, ветхозаветные патриархи и мученики


Святой Григорий Великий

Подлинные витражи 16 — 17 веков

Усыпальница Кольбера



Часовня святой Агнессы — самая старая часть церкви. Собственно, с нее-то все и началось.

Ветхозаветные сюжеты обрамляют окна по периметру здания.

Пьета

Часовня Рождества

А это уже после реставрации



Часовня Рождества


Часовня святой Женевьевы ждет своей реставрации

Своды Сент Эсташ по высоте не уступают Нотр-Даму.



Снаружи здание церкви тоже заметно посвежело и посветлело.

«Чрево Парижа» — название этого рынка наверняка знакомо почти всем. В особенности если они читали Золя. Но мало кому приходило в голову, что он старше Москвы. Да-да, первый рынок на этом месте возник еще в начале 12 века. Сначала он был открытым, но быстро приобрел деревянную крышу.
Простоял он на своем месте больше восьмисот лет. В 19 веке рынок перестроили по последнему слову тогдашней техники и архитектуры, создав колоссальные специализированные павильоны из стали и стекла для каждого вида продуктов.
Но увы, со временем Париж разросся так, что на старом месте рынку стало тесно. И тогда в 1969 году мэрия решила выселить его из центра на окраины. Для многих продавцов и покупателей это было настоящей трагедией, но ничего не поделаешь… «Исход века» продолжался десять лет, после чего старые павильоны снесли и отстроили на их месте современный торговый центр, перед которым разбили фонтаны.
Только и осталось панно при входе в церковь, увековечившее исход торговцев с исторического места.

Вот как сейчас выглядят древний рынок и площадь Трагуарского креста — одно из мест казней простолюдинов. Именно его так сильно опасался несчастный господин Бонасье, когда его арестовали и везли к кардиналу на беседу.



И кусочек современного искусства у дверей церкви — скульптура «Я слушаю». Зачем и для чего она там — не вем.


P.S. К мушкетерам эти места имеют отношение не только благодаря господину Бонасье, но и благодаря Портосу, который этим путем ходил на Медвежью улицу обедать к госпоже прокурорше Кокнар.
|
</> |