Дюма и жизнь — 1

Эпоха была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное, и атмосфера была мерзопакостная!!! Но, тем не менее, рыба в Каме была! (с) И не только рыба в Каме, но и мушкетеры в Париже. А поскольку у меня снова острый дефицит Парижа в организме, буду лечиться воспоминаниями о прогулках по любимому городу имени Дюма-пэра. Авось и вам интересно будет...
Я из каждой парижской поездки старалась привезти хоть несколько фотографий, связанных с героями его романов, хотя эта задача не всегда была легкой. Потому что господин писатель не утруждал себя не только историческими, но и топографическими подробностями.
Окончательно меня доконали задворки церкви Святого Сульпиция,
ибо в романе было сказано, что д'Артаньян жил на улице Могильщиков,
а Арамис - на Вожирар, неподалеку от улицы Сервандони. Но вся фишка
в том, что "Могильщиков" - это девичья фамилия улицы Сервандони,
названной в честь архитектора, перестроившего церковь, и
родившегося лет через 40 после смерти последнего из описанных в
романе мушкетеров.
В общем, что из этого всего получилось, самые стойкие из читателей
узнают в следующих выпусках. А пока отправимся на улицу Сен-Дени, в
церковь St.Leu et St.Gilles, или как ее принято именовать
по-русски, церковь святых Лупа и Эгидия. Я как раз на днях обещала
ignat_dvornik про нее
рассказать.
Церковь St.Leu et St.Gilles (святых Лупа и Эгидия)
Историю свою эта церковь ведет с 1235 года, когда бенедиктинцы ордена св.Маглуара выстроили по соседству со своим аббатством маленькую часовню во имя святого отшельника Эгидия (Gilles), обитавшего в Провансе в 7 веке. Менее, чем через сто лет часовня, не вмещавшая наплыва богомольцев, была перестроена, и обрела, к тому же, второго небесного покровителя, святого Лупа (Leu), епископа Санского, очень почитаемого во Франции и считавшегося защитником детей.
Кстати, на Руси было известно так называемое "Сказание о святом Лупе", откуда, в частности пошел вот этот известный рассказ. "Когда черти плутуют со святыми, они то и дело попадаются в собственные сети. Св. Луп стоит на молитве. Бес навел на него сильную жажду. Св. Луп приказывает подать себе кувшин свежей воды. Черт сейчас же влез в кувшин в расчете — вместе с водою можно проникнуть в тело угодника. Но св. Луп, вместо того, чтобы пить, спокойно положил на кувшин подушку с кровати и, закрестив, продержал наглого беса узником до следующего утра".
1. Вид на церковь с севера, со стороны улицы Реомюра.

2. Главный вход

История церкви была весьма бурной и запутанной. С одной стороны, приход св.Лупа был славен своими традициями благотворительности, а с другой многие священники этой церкви были замешаны в религиозные конфликты 16 - 17 веков, некоторые из них попадали за свои еретические высказывания не только под запрет, но и под арест.
Революция, безусловно, тоже сыграла не последнюю роль в истории прихода святых Лупа и Эгидия. 24 Брюмера 1793 года храм был закрыт и превращен в провиантский склад. Естественно, это далеко не лучшим образом сказалось на его внутреннем убранстве, а все витражи и храмовые скульптуры были в ту пору уничтожены.
А в 1820 году, по просьбе Рыцарей братства Гроба Господня - наследников средневековых крестоносцев - под алтарем храма поместили мощи святой царицы Елены, матери императора Константина. Случилось так, что мощи эти были еще в 9 веке похищены из Рима французским монахом Тёджисом, получившим от них исцеление. Во Франции далеко не сразу признали подлинность мощей, подвергли брата Тёджиса суровым опросам и испытаниям. Но постепенно все подтвердилось, мощи с большим почетом поместили в монастырь в местечке Овилье (тот самый, который даровал миру брата Дом Периньон с его знаменитым напитком), после чего этот монастырь на протяжении десяти веков стал центром паломничества Реймсского епископства.
В годы Революции один из братий - отец Грассар - спрятал мощи в соседней деревушке и тем самым спас от поругания при разрушении монастыря. А незадолго до смерти как раз и передал их новым крестоносцам, проводившим свои ежегодные собрания в церкви St.Leu et St.Gilles.
Десять лет спустя коммунары, вновь разорив церковь, попытались уничтожить мощи царицы Елены — матери императора Константина, но не тут-то было. Один из офицеров взбунтовался и пригрозил застрелить кощунников. Бросив добычу, солдат, несший мощи царицы Елены, ударился в бега, а священник подобрал и сохранил мощи до времен более мирных.
3. Рака с мощами царицы Елены в крипте церкви. Зайти туда может любой желающий, церковь открыта каждый день с утра до вечера.

4. Икон очень много, и в греческом стиле, и в русском.

5.

6. Рака крупным планом.

7. Скульптура, символизирующая Христа в гробе — память о том, что именно царица Елена нашла Гроб Господень.

Но вернемся в основное помещение церкви.
8. Убранство очень простое и лаконичное.

9.

10. Кафедра, с которой уже давно никто не проповедует.

11. Небольшой скромный орган.

12. Скульптура Богородицы со всех сторон окружена вотивными табличками с благодарностями за оказанную милость. Некоторым из них уже лет по двести или около того.

13. На фоне очень скромного убранства неожиданным контрастом смотрится офисный зал, оформленный в совсем другом стиле.

Но вдвойне неожиданными оказались иконы на колоннах напротив лестницы, ведущей в крипту.
14. Маленькое напоминание о том, что главные парижские святые Женевьева и Дионисий на самом деле не католические, а общехристианские, прославленные еще до схизмы. И в православной церкви их тоже почитают.

15. Икона святого Серафима Саровского в католической церкви? Да, так оно и есть. Потому что вот уже без малого тридцать лет раз перед мощами царицы Елены служится православный молебен, на который собираются не только русские, но и греки, сербы, болгары и еще множество членов самых разных православных церквей. И из уважения к собратьям приход Saint Leu — Saint-Gilles выделил им часовню и посвятил ее святому Серафиму.

Каким образом здесь замешаны мушкетеры? А таким, что именно здесь Портос действовал на нервы госпоже Кокнар, а д'Артаньян выследил Миледи и влюбился в нее. Причем я этого совершенно не помнила, мне казалось, что это дело в совсем другой церкви происходило. Но взяла проверить информацию по французскому изданию романа - оказалось, что именно здесь.
16.

А на улице Сен-Дени, на которой стоит церковь, нас ждет еще один литературный привет, на сей раз Виктору Гюго и супругам Голон в одном флаконе.
Приглядитесь к правой стороне улицы. Сразу после дома с балконом в поперечном направлении проходит улица Рамбюто. Если свернуть по ней направо, то ... лет 400 — 700 назад можно было оказаться в самом большом и страшном Дворе чудес. Именно туда поэт Гренгуар приходил в поисках Эсмеральды, и там Анжелика пряталась у Николя после казни Жофрея де Пейрака.
17.

18. Ну и напоследок еще одно знаковое место на улице Сен-Дени, неоднократно упоминавшееся в разных романах Дюма — фонтан Невинных на пересечении с улицей Медников. То самое место, где фанатик Равальяк смертельно ранил Генриха Четвертого, подвязка которого обагрилась кровью и стала служанкой ларца. Ой, все, это меня уже в «Ларец Марии Медичи» занесло, а это совсем другая история.

|
</> |