Дюма и жизнь — 2

Сен-Жермен-де-Пре
Редкий исторический роман, повествующий о жизни средневековых парижан, обходится без упоминания либо аббатства Сен-Жермен-де-Пре, либо луга Пре-о-Клер, излюбленного места дуэлей задиристых обитателей Лютеции. В «Трех мушкетерах» это название прозвучало почти в самом начале, когда д'Артаньян только-только прибыл в Париж.
От луга, служившего во время оно предметом бурной распри между аббатством и сорбоннскими школярами, осталось в наши дни не так уж много. И мало кто нынче знает историю этой древнейшей парижской церкви, возникшей в середине шестого века.

Собственно, остатки былого луга, именующиеся площадью Сен-Жермен-де-Пре.

Площадь наискосок через дорогу, как оказалось, названа в честь Квебека.

Вздыбленные плиты символизируют зимние торосы на реке святого Лаврентия.

Все, что осталось от аббатства.

Постройка первого церковного здания на территории аббатства относится к эпохе меровингов. Строительство Базилики Святого Креста было завершено в 558 году, освящение храма совершил архиепископ парижский Герман (Жермен). В том же самом году в этом храме, расположенном в двух шагах от королевского дворца, упокоился Хильдеберт Первый, вдохновитель и организатор строительства. Как он и хотел, базилика стала усыпальницей всех королей меровингской династии.

Архиепископ же Герман создал вокруг церкви монастырь во имя святого Викентия Сарагосского, замученного в эпоху императора Диоклетиана. Главной святыней храма стала туника св.Викентия, вывезенная королем Хильдебертом из Испании. Кстати, если кто не в курсе, св.Викентий почитается не только в католической, но и в православной церкви.

Архиепископ Герман скончался в 576 году и был похоронен на территории аббатства. Почти сразу после смерти люди, помнящие его добрые дела и жизнь, начали почитать его как святого, а после официальной канонизации в 754 году монастырь был переименован во имя св.Германа (St.Germain).
Дальнейшая судьба аббатства была непростой. В 9 веке его сожгли викинги. В 1000-м году оно было восстановлено трудами аббата Морара, в 1163 году расширено по инициативе папы Александра III. В конструкции собора великий зодчий Пьер де Монтрей впервые во Франции придумал построить вместо древних хоров над входом круговую галерею. Новшество прижилось и со временем стало неизбежным элементом готических соборов. Он же построил рядом капеллу Св. Девы и аркады монастыря.

Известность аббатства вышла за пределы французского королевства, сюда толпами стекались паломники с разных концов Европы. Так продолжалось достаточно долго, но настал страшный 1789 год…
Подобно многим другим монастырям, Сен-Жермен был превращен в тюрьму. В стенах его было замучено более двухсот парижан. Затем аббатство на беду превратили в склад пороха и амуниции. Ну а дальше можете себе представить, что могло произойти со зданием, в котором в одночасье рвануло 15 тонн пороха. Самой большой потерей стала пропавшая в огне пожара знаменитая теологическая библиотека.
В 19 веке значительная часть аббатства была восстановлена по старинным чертежам, но часть построек исчезла безвозвратно. Тогда же на стенах появились росписи — микст византийской живописи и итальянского примитивизма. Естественно, в мушкетерскую эпоху все выглядело куда более сдержанно и сурово.


Сейчас в церкви Сен-Жермен-де-Пре весьма людно, но мало кто из посетителей знает, что, помимо всего прочего, в крайней правой части здания можно увидеть небольшой рисунок Пикассо — головку женщины. Рисунок это великий Мастер сделал в подарок своему другу поэту Гийому Апполинеру.
А дальше не буду грузить вас лишними текстами, просто покажу, как аббатство выглядело в 2009 году и как изменилось в 2018, после реставрации. Когда я там была в последний раз, левый придел еще реставрировали, но остальная часть уже была открыта для посещения в том самом виде, в каком церковь была восстановлена в 19 веке.
Боковой придел святой Женевьевы с раскрытой средневековой кладкой. Небольшой фрагмент таки сохранился с шестого века.

Святая Геновефа (Женевьева) Парижская


Одна их древнейших в Париже скульптур Богородицы


Святой Антоний

Чьн-то надгробие. В латыни я не сильна, увы, поэтому надпись прочитать не могу.

Скульптура, олицетворяющая десять заповедей. Надписи на поясе, покрывале и таблицах, сделаны на иврите.

Еще чье-то надгробие. Судя по позам, в загробном мире господа себя ощущают весьма вальяжно и непринужденно.

Святой Франсуа-Ксавье, весьма чтимый в наших краях.

Очень патриархальный святой Иосиф

Православная пасхальная икона здесь тоже не случайна. В 2009 году меня угораздило попасть на молитву братства Тэзе, во время которой они выставляют самые разные иконы, в том числе и наши. Это оказалась спонтанная, но невероятно важная для меня встреча с совершенно особыми людьми.

Грустные средневековые котики на капителях колонн


После реставрации (2018 год)

Я в первый момент своим глазам не поверила, когда увидела эти краски и свет там, где была сплошная чернота.

Красные колонны и кованые решетки отделяют центральный неф от боковых и от многочисленных часовен, пристроенных главным образом справа.



Обновленный придел святой Женевьевы

Святой Франсуа-Ксавье

Та самая скульптура Богородицы, что и выше. Теперь ее перенесли поближе к главному алтарю.

«Здесь покоится сердце Яна Второго Казимира из династии Ваза (1609 — 1672), короля Польши, основателя Львовского университета, 76-го аббата обитель Сен-Жермен-де-Прэ».

Тот самый король, отрекающийся от престола. Вообще, биография у него была такая, что на хороший сериал потянет, но это уже вбоквел.

Еще одна боковая часовня. Справа виден кусок пластика, закрывающий зону реставрации.

Богородичная часовня


Тоже часовня.

И снова центральный неф. Я от него оторваться не могла.



А здесь прямо как-то тепло и уютно стало.

*
Прямо напротив аббатства стоит еще одно культовое здание — «Кафе де Флор». Вот уже полтора столетия там собирается цвет мировой литературы и живописи. Кого там только ни было, от Пикассо до Чжоу Эньлая и от Симоны де Бовуар до Троцкого. Но любимец Франции Бебель (Жан-Поль Бельмондо) , говорят, очень уважал сэндвичи из кафе Липп наискосок через бульвар Сен-Жермен.

Бывший луг, где сражались дуэлянты, с 2009 года тоже сильно изменился. В начале поста я показала небольшой скверик слева от входа в церковь. А вот как это место выглядит сейчас.

Справа очень странный памятник тому самому Аполлинеру, которому Пикассо подарил хранящийся в церкви рисунок. А слева...

Слева стоит памятник еврейским детям шестого округа Парижа, погибшим в Освенциме. И шесть имен малышей, которые так никогда и не пошли в школу...
|
</> |